В наш век компьютеров и машин, технического прогресса и огромных скоростей, возникает особая необходимость приобщения детей к искусству, в частности декоративно-прикладному, так как никакая другая деятельность не несет в себе такой богатой нравственно-эстетической основы, не имеет таких глубоких исторических корней. Декоративно-прикладное искусство содержит в себе исторический и духовный опыт народа и обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека. Здесь тесно переплелись традиции и природное начало. Традиции – это приемы и навыки, образы и мотивы, переходящие от поколения к поколению и помогающие сохранить самобытность народного искусства.  
     Актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. Актуальность традиционной культуры помогает устанавливать более прочные связи между поколениями. В самом понятии традиции заложен обучающий момент накопления опыта и знаний и его передачи.
     Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что на занятиях в объединении формируются умения учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность. У детей развивается образное, ассоциативно-критическое мышление, а также выбор путей собственного культурного развития.  Учащиеся приобретают личностный художественно-творческий опыт, что позволяет им успешно участвовать в конкурсах, выставках различного уровня. Целесообразность процесса формирования личности гармонизирует детское творчество, оно высвечивает и оттачивает грани индивидуальности. Значительной силой воспитательного воздействия на протяжении многих веков обладало декоративно-прикладное искусство, народные ремесла. Ни в одной стране мира нет такого разнообразия народных ремесел, как в России. Глубокие народные традиции нашего края хранят приемы работы с различными материалами.

Декоративно-прикладное искусство, в данном случае народная игрушка, сочетает в себе не только функции богатого эстетического и экологического воспитания, но и воспитание подрастающего поколения в труде и уважении к работе человека.
Отличительные особенности программы
Содержательной основой программы является раскрытие перед ребенком богатого мира природы, являющегося основой декоративно-прикладного искусства.
Структурной особенностью программы является сквозное блочно-тематическое планирование содержания занятий, что позволяет ставить отдельные воспитательные и учебные задачи по конкретным темам и проследить развитие учащихся с выходом на конечный результат. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы, то есть каждый год программа делится на несколько блоков – Лепка и роспись сувениров, лепка и роспись Дымковской игрушки, Филимоновской, Каргопольской, Саратовской, Тверской, лепка и роспись Гжельских изделий.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части (примерно30% теории и 70% практики). Первая содержит информацию из истории развития керамики, сведения о народных промыслах, о видах керамики, данные по материаловедению, по технологиям изготовления и декорирования изделий. В процессе выполнения заданий учащиеся овладевают приемами создания изделий различным способами (лепка из целого куска глины, по частям, кольцевым, пластинчатым способом лепки, приемы декорирования, роспись изделий).
Основные принципы программы:
Концентричность – каждый год учащиеся возвращаются к той или иной теме, после повторения которой, они поднимаются на новый уровень сложности.
Целостность и неспешность – программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала и усложнение по годам обучения.
Сочетание теории и практики – помимо занятия беседы, которое проводится в начале каждого блока, учащиеся постоянно возвращаются к теоретическим знаниям, так как они непосредственно связаны с освоением практических навыков.
Применение индивидуальных и коллективных форм занятий.
Доступность – содержания программы для учащихся с различной степенью мотивации и познавательной самостоятельности.
НОВИЗНА заключается в изучении личности каждого учащегося и подборе методов, форм, приемов обучения, направленных на развитие творческих способностей детей, в разнообразии изучаемых видов декоративно-прикладного творчества. Новые подходы раскрепощают ребенка, идет развитие мелкой моторики. Занятия лепкой позволяют ребенку воплотить в материале и объеме свою фантазию, почувствовать себя творцом, испытать гордость приобщения к большому искусству, ощутить вкус самостоятельной работы. В процессе реализации программы применяются современные и инновационные педагогические технологии: развивающего, личностно-ориентированного, дифференцированного обучения. ИКТ; Использую в своей работе разноуровневую входную диагностику и оценку результативности освоения программы детьми.

Методическое обеспечение программы.
Дополнительное образование обращает особое внимание на личность ребенка, на ее развитие и адаптацию в обществе, поэтому в работе своего объединения я использую личностно-ориентированные технологии.
технология личностно-ориентированного развивающего обучения, предполагающая ориентацию образовательного процесса на потенциальные возможности каждого ребенка и их реализацию; целью использования данной технологии является развитие личности учащегося и ее способностей, которое осуществляется через обучение на высоком уровне трудности, использование на занятиях заданий развивающего характера, создание для учащихся атмосферы заинтересованности и ситуаций успеха, побуждение детей к высказыванию оригинальных идей, выстраивание индивидуального образовательного маршрута ребенка с учетом его особенностей;

  Для эффективного обучения детей в объединении «Глиняная игрушка» широко применяются разнообразные технологии, как традиционного обучения, так и инновационные:

технология игрового обучения, предполагающая создание игровых ситуаций и решение ситуативных задач с целью обеспечения личностно-деятельностного характера усвоения знаний, умений и навыков и развития мотивации обучающихся к познанию и творчеству;
технология проблемного обучения, сущностью которой является постановка и решение познавательных задач с целью развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся;
здоровьесберегающие технологии, в основе которых лежит использование на занятиях методов и приёмов обучения, соответствующих возрастным и функциональным возможностям учащихся, регулярную смену видов деятельности, соблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации образовательного процесса;
технология педагогики сотрудничества, сущностью которого является совместная, целенаправленная, мотивированная деятельность педагога и учащегося;
проектная технология, активизирующая познавательное и творческое развитие учащегося и предоставляющая ему возможность самостоятельно накапливать знания, умения, навыки и применять их в деятельности, результатами которой он по-настоящему заинтересован.

Цели и задачи.
Цель программы: формирование художественной культуры ребенка и обогащение его внутреннего мира средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:

  1. Воспитательные:
    воспитание чувства патриотизма через знакомство с культурным наследием России;
    передача и накопление опыта эстетического отношения к окружающему миру.
  2. Обучающие:
    обучение различным техникам обработки глины;
    получение навыков при использовании различных художественных материалов;
    знакомство с различными жанрами декоративно-прикладного искусства.
  3. Развивающие:
    развитие настойчивости, целеустремленности, аккуратности;
    развитие творческой активности;
    развитие умения работать в коллективе и индивидуально;
    развитие художественного мышления.
    Особенности образовательной программы
    АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ
    Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
    Срок реализации образовательной программы – 2 года. Программа рассчитана на детей 6–16 лет и учитывает возрастные особенности, которые отражаются в содержании курса, в применяемых методах, формах обучения, а также дидактических средствах.
    Основа изготовления глиняных игрушек – лепка, является важной составляющей художественной деятельности ребенка, особенно младшего школьного возраста. Она развивает моторику мелких мышц рук, влияя на развитие речи и мышление, кроме того, благотворно влияет на нервную систему в целом. Задания, связанные с лепкой и декорированием изделий, развивают у учащихся чувство гармонии, ритма, цвета и активизируют абстрагированное мышление.
    Образовательная деятельность на начальном этапе стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшим школьникам свойственна созерцательная любознательность. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Именно поэтому данная общеобразовательная общеразвивающая программа предполагает реализацию потребностей учащихся через игровую форму освоения учебного материала, проектную деятельность, творческое самовыражение через создание глиняных игрушек.
    Ребенок 7-14 лет испытывает потребность в художественном творчестве. За внешней формой предметов и явлений дети, с помощью педагога, открывают внутреннее содержание, вызывающее у них отклик. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желанным выразить свое личное переживание в создаваемых им самим образах. Занятия искусством, с правильной подачи педагога, способны формировать в ребенке эмоциональную отзывчивость и эстетическое отношение к жизни.
    Учащиеся обучаются в группах с постоянным составом. Набор в группы свободный. Учитывая материально-технические условия, для успешной реализации данной образовательной программы, учащихся в группе должно быть не более 12 человек.

Формы и режимы занятий
Основная форма занятий в объединении – групповая.
Занятия:
1, 2 года обучения продолжительностью 2 часа с перерывом 10 минут в каждой группе из 12 человек, проводятся один раза в неделю. 36 занятия в год (72 часа).

Прогнозируемые результаты и способы их проверки
В результате занятий по программе, учащиеся будут знать:
правила техники безопасности при работе с глиной и красками;
о технологических особенностях художественного материала глины, её свойствах и способах обработки;
о процессе работы над изделием из глины;
о различных техниках обработки глины;
об истории развития игрушечных промыслов в России.
В результате занятий по программе, учащиеся будут уметь:
правильно организовать рабочее место;
планировать последовательность работы, осуществлять контроль над результатом практической работы;
владеть грамотными приемами лепки из глины;
выполнять художественную отделку изделия;
работать как в индивидуальных, так и в совместных формах художественно-творческой деятельности;
выполнять творческие задания.
В процессе обучения по программе «Глиняная игрушка», дети развивают следующие качества личности:
патриотизма;
чувство бережного чувство отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства;
эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус;
умение работать в коллективе;
настойчивость, целеустремленность, аккуратность;
познавательную активность и самостоятельность.
В процессе работы по данной программе рекомендуются следующие формы оценки знаний (достижений) учащихся:
викторина; проектная деятельность;
индивидуальная и коллективная практическая работа,
участие в ярмарках, выставках и конкурсах.