ДОП «PROстранство» — направление основы вожатской деятельности рассчитана на учащихся в возрасте от 15 до 18 лет. Она дает учащимся возможность реализовать свой организаторский и творческий потенциал, попробовать свои силы в организации содержательного досуга младших детей и сверстников во время проведения досуговых программ в школьное время и в летний период. Практические занятия включают в себя моделирование досуговой деятельности детского коллектива во внешкольное время, организацию и проведение игровых программ, досуговых мероприятий с детьми с учетом их возраста и особенностей. Программа предоставляет «профессиональный старт» будущим педагогам и организаторам культурно — массовых мероприятий.

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеразвивающей программы (ДОП) коворкинг-центра «PROстранство» — социально-педагогическая.

Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 №09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Устав МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи»;
  • Образовательная программа муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодёжи им. О. П. Табакова»;
  • Положение о дополнительной общеразвивающей программе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи» от 23.10.2013 г., приказ директора № 102.

Актуальность ДОП объясняется ориентированностью на раннее профессиональное самоопределение старшеклассников и подготовку их как вожатых для детских общественных объединений, детских оздоровительных лагерей разного типа.

Новизна ДОП в том, что она предполагает обучение старшеклассников вожатскому мастерству на базе учреждений дополнительного образования.

Педагогическая целесообразность ДОП в том, что отвечает потребностям учащихся старшего подросткового возраста в творческой самореализации, проявлении лидерских качеств и желанием опекать и заботиться о младших. Теоретические и практические занятия проводятся на основе системно-деятельностного подхода по направлениям: функции вожатого, психология детей, детский коллектив, организация детского досуга, игровая деятельность.

Отличительные особенности ДОП от уже существующих в этой области в содержательном плане заключаются в возможности раннего профессионального самоопределения учащихся в области социально-педагогической деятельности.

Адресат ДОП– ДОП адресована на возрастную категорию учащихся от 15 до 18 лет.

Режим занятий: режим и продолжительность занятий (продолжительность и количество занятий, согласно «СанПиН 2.4.4.3172 – 14») – 216 для 1 года обучения; количество часов в неделю – 6; количество занятий в неделю – 3; периодичность занятий – еженедельно.
Теоретические и практические занятия проводятся по направлениям: функции вожатого, психология детей, детский коллектив, организация детского досуга, игровая деятельность.

Цель ДОП – развитие творческих, лидерских, коммуникативно-организаторских способностей учащихся и создание условий для их раннего профессионального самоопределения в области социально-педагогической деятельности.

Задачи:
Обучающие
Обучить:
• основам организации, проектирования и реализации смены в ДОЛ;
• принципам и подходам к организации позитивного досуга детей различных возрастов;
• техникам, приемам организации КТД;
• современным практическим умениям и навыкам по организации разнообразной деятельности детей и подростков в летний период;
Развивающие
Развивать:
• социальные и коммуникативные навыки;
• ответственное и творческое отношение к воспитательной работе с детьми;
• организаторские способности;
• социальную активность и ответственность;
• интерес к педагогической деятельности, взаимодействию с детьми, в команде.
Воспитательные
Воспитывать:
• настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
• культуру общения;
• адекватную самооценку, умение работать в коллективе на принципах сотворчества, взаимодействия, помощи и поддержки.

Планируемые образовательные результаты.
Предметные
В результате освоения данной ДОП учащиеся должны:
Знать:
• основные нормативно-правовые документы работы вожатого;
• основы организации, проектирования и реализации смены в ДОЛ;
• принципы и подходы к организации позитивного досуга детей с учетом особенностей их возрастного развития;
• современные практические умения и навыки по организации разнообразной деятельности детей и подростков в летний период.
Уметь:
• проектировать (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в объединении, отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности);
• организовывать (организация жизнедеятельности в объединении, отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности) жизнедеятельность временного детского коллектива в условиях ДОЛ.
• Сотрудничать, взаимодействовать с детьми
• Оформлять пресс-центр, уголки, выставки, изготавливать призы и т.д.
Владеть:
• полученными на занятиях знаниями, умениями и навыками в практической деятельности;
• техниками, приемами организации КТД;
• способами организации и проведения различных мероприятий на каждом этапе смены в ДОЛ.

Метапредметные:
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.