Изменения в школьном образовании влекут за собой и изменения в дошкольном образовании, предъявляя к нему все более высокие требования. В системе дошкольного образования происходят серьезные процессы: обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм обучения и воспитания детей, появление авторских программ и методик. Закон об образовании Российской Федерации закрепил право образовательных учреждений на работу по разнообразным адаптированным образовательным программам  в сфере  дополнительного образования детей.

Известно, что дошкольная пора — старт к развитию личности во многом определяющий дальнейший жизненный путь человека. Это период начальной социализации ребенка, приобщения к миру  культуры, общечеловеческих ценностей, установления начальных отношений с ведущими сферами бытия — обществом, природой, и с собственным внутренним Я.

Главная отличительная черта этого возрастного этапа — формирование универсальных человеческих способностей, без которых не может состояться человек, как таковой. Именно поэтому данный этап имеет необходимое значение для всего последующего развития человека.

НОВИЗНА программы  состоит в решении задачи нового типа обучения дошкольников — развивающего, индивидуально-ориентированного, обеспечивающего максимальную включенность ребенка в практическую деятельность, связанную с его  созидательным началом, миром его чувств, эмоций и потребностей, и ведущую к саморазвитию личности.

АКТУАЛЬНОСТЬ этой программы основана на  точке зрения тех психологов и педагогов, которые считают данный подход к дошкольному образованию приоритетным, полагая, что используемые возможности дополнительного образования в становлении личности дошкольника очень велики, тем более, что в современных условиях растет количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

СОВРЕМЕННОСТЬ программы основана на решении концепции личностно-ориентированного образования, направленной на удовлетворение важнейших потребностей ребенка и защищающей его право на выбор деятельности, времени и методов.

Для успешного развития творческой и свободной личности педагогический процесс раннего развития детей строится в соответствии с принципами:

  • целостности;
  • удовлетворения потребностей детей;
  • самоактуализации ребенка;
  • непрерывности образования.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Комплексная образовательная программа школы раннего развития «Калейдоскоп» предназначена для детей дошкольного возраста (3 – 5 лет) и рассчитана на 2 учебных года.

Авторы программы исходили из того, что важнейшим компонентом образования дошкольников являются формирование опыта их деятельности, эмоционально-экспрессивное развитие, а уж затем формирование системы знаний и умение использовать их как основы, направленные на реализацию первых двух компонентов содержания образования. Этим обосновывается перечень предметов, включенных в учебный план:

1.Развитие речи.

2.Логика.

3.Сказкотерапия.

4.Английский язык.

5.О.Ф.П.

6.Изодеятельность.

7.Танцы.

8.Лепка

Занятия по данным направлениям позволят решить не только задачу развития детей, но и, что очень важно, удовлетворить их потребности в различных видах деятельности (игра, проектирование, рисование, различные виды познавательной деятельности, общение с детьми и взрослыми).

Число обучающихся в группе тесно связано с психическими и возрастными особенностями детей и составляет 8 – 10 человек.

Продолжительность одного занятия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами составляет 20-30 минут.

Перечень предметов может варьироваться в зависимости от социального запроса (учитывая пожелания родителей) и кадрового обеспечения образовательного процесса.

Занятия строятся следующим образом:

1-ый год обучения       развитие речи – 2 раза в неделю;

 возраст 3-4 года          сказкотерапия  – 2 раза в неделю;

логика  – 1 раза в неделю;

английский язык – 2 раза в неделю;

танцы – 1 раз в неделю;

лепка – 1 раз в неделю;

ОФП – 1 раз в неделю;

труд – 2 раза в неделю;

тренинг – 1раз в неделю;

ИЗО – 1 раз в неделю;

музыка – 2 раза в неделю.

ИТОГО 16 занятий в неделю за 4 учебных дня.

 2-ой год обучения        развитие речи – 2 раза в неделю;

возраст 4-5 лет             сказкотерапия  – 2 раза в неделю;

логика  – 2 раза в неделю;

английский язык – 2 раза в неделю;

ИЗО – 1 раза в неделю;

танцы – 1 раз в неделю;

лепка – 1 раз в неделю;

музыка – 2 раза в неделю;

тренинг – 1 раз в неделю;

ОФП – 1 раз в неделю;

труд – 1 раз в неделю.

ИТОГО  12  занятий в неделю за 3 учебных дня.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

В соответствии с  функциями учреждения дополнительного образования детей и основными положениями Концепции дошкольного образования определена цель данной комплексной образовательной программы:

развитие психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и творческих способностей детей через овладение ими    ведущими  видами деятельности.

Для реализации данной цели обучение ведётся по комплексной программе, в которой программы различных курсов дополняют друг друга, взаимодействуют между собой и решают задачи необходимые для реализации данной программы.

Основными задачами курса «Сказкотерапия» являются:

  • развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);
  • развитие умений и способов мыслительной деятельности;
  • развитие эмоциональной экспрессии.

Эти задачи решаются через знакомство дошкольников с пространственными и временными отношениями, через использование моделей и систем, через решение различных  задач, направленных на развитие логического мышления, умение классифицировать, систематизировать, сопоставлять. Важнейшими компонентами занятий являются тренинговые упражнения.

Задача курсов «Изодеятельность», «Лепка» — развитие эмоциональной сферы и креативного мышления ребенка, что, в свою очередь, способствует развитию важнейших качеств, которые представляют собой основу будущего становления личности — эмпатию и рефлексию. Именно включение ребенка в различные виды творческой деятельности решают задачи развития восприятия и воображения, закладывают основы творческих способностей личности. Данный курс предусматривает овладение детьми художественными знаниями, умениями, навыками, которые группируются вокруг следующих тем: цвет, линия, форма, пропорция, пространство, ритм, композиция, что, в свою очередь, имеет большое значение для развития художественных и интеллектуальных способностей дошкольников.

Курс  «Развитие речи» имеют своей целью не обучение письму, а создание интереса к звучащей речи и знаковой системе языка посредством приобщения к исследовательской деятельности в сфере русской словесности и письменности. В процессе реализации данного курса решаются следующие задачи: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; расширение лексического запаса; развитие слухового внимания и зрительной памяти; совершенствование общей и мелкой моторики; развитие творческой фантазии и воображения.

Изучение английского языка является продолжением формирования у ребенка языковой культуры, помогает в решении проблем нравственного становления, являясь одним из условий активизаций и обогащения интеллектуального развития ребенка.

Программа « Английского языка» на этапе раннего развития базируется не на механическом заучивании слов, фраз, предложений, а на сравнении и анализе явлений родного и иностранного языков, что позволяет развивать лингвистические способности и формировать способности к языкам. Страноведческий материал, используемый на занятиях, помогает развитию интереса и уважения к культуре своего и других народов.

 Танцевальная деятельность детей направлена на воспитание у ребенка чувства гармонии с окружающим миром — звуком, цветом, действием; формирование убеждения в том, что все вокруг прекрасно и гармонично.

Поставленные задачи решаются через овладение разнообразными формами движения под музыку, развитие музыкального слуха, чувства ритма, умения воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как  темп, владение своим телом, ощущениями, способность в движении воссоздавать цвет и звук, свои эмоции. Использование стихотворений на занятиях по музыкально-ритмическому направлению позволяет соединить воедино звук, слово, действие, образ, что и дает ребенку ощущение гармонии и красоты окружающего мира, возможность занять в нем свое место. Большое внимание на занятиях по музыкально-ритмическому направлению уделяется импровизации и имитации.

На всех занятиях красной нитью проходит развитие эмоционально-экспрессивной сферы детей.

Исследования психологов, многолетний опыт педагогов показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому основными задачами математического развития дошкольников в курсе «Логика» являются:  формирование мотивации учения; увеличение объёма внимания и памяти; развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей; развития речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА.

Организация работы психологической службы, которая является системой практического использования психологии для решения комплексных задач диагностики, консультации, работы с детьми и родителями, реабилитационной работы, — одно из важнейших условий, помогающих в решении задач раннего развития.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Школа раннего развития создает необходимые условия для успешного освоения обучающимися образовательных программ посредством целенаправленной организации образовательного процесса, выбора оптимальных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания. В основе образовательного процесса лежат педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, сотрудничества и сотворчества, игровые технологии, а также методы развития познавательной активности дошкольников:

  • игровые,
  • проектные,
  • эвристические.

Игровой метод является одним из основных методов, применяемых в период раннего развития, и предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими.

Чаще всего игровой метод включает в себя разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами, имитацию действий и движений, элементы соревнования, прятанья и поиск предметов.

Игра на этом этапе является не только методом, но и формой организации педагогического процесса, основным видом деятельности детей.

Проектирование, включенное в педагогический процесс, также как и игра — как вид деятельности, форма и метод организации педагогического процесса, способствуют развитию самоощущения, самовыражения и овладению различными видами деятельности.

 

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.

На первом этапе педагоги проводят диагностику освоения обучающимися образовательных программ по различным направлениям деятельности в соответствии с задачами каждого курса. Следует отметить, что целью диагностики на этом этапе является отслеживание динамики развития ребенка, а не определения уровня его развития.

На втором этапе диагностика проводится психологом. Она включает в себя три направления отслеживания результатов образовательного процесса (в соответствии с моделью выпускника дошкольного образовательного учреждения):

  • интеллектуальное развитие;
  • личностное развитие;
  • социальное развитие.

 

КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

 Основные результаты развития ребенка:

  • преобладание познавательных интересов и мотивов, связанных с интересом к миру взрослых;
  • умение подчинить свои мотивы групповым интересам;
  • сформированность положительного отношения к окружающим моделям;
  • проявление таких качеств, как отзывчивость, сопереживание, дружелюбие]
  • умение оценивать поступки и события (хорошо-плохо, правильно-неправильно, честный-нечестный, правда-неправда, добрый-злой и т. д.); .
  • умение разрешать возникающие споры и конфликты;
  • умение принимать цель другого человека;
  • умение ставить свою цель и руководствоваться ею в процессе деятельности;
  • сформированность навыков самоконтроля в деятельности.

Основные результаты социального развития ребенка:

  • активность в общении;
  • умение строить общение с учетом ситуации;
  • умение легко входить в контакт с детьми и педагогом;
  • умение пользоваться формами речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками;
  • умение вступать в диалог, поддерживать его (задавать вопросы и отвечать на них) и завершить;
  • желание идти в школу;
  • готовность выполнять правила школьной жизни;
  • стремление к опосредованному общению со взрослыми (с учетом социальной позиции взрослого);
  • сформированность мотивационного предпочтения школьных видов деятельности (не игра, а познавательная, конструктивная и изобразительная деятельность).

Основные результаты интеллектуального развития ребенка:

  • умение понимать, удерживать в памяти и воспроизводить цели какой-либо деятельности;
  • умение пользоваться приемами запоминания (классификация, смысловое соотношение и т. п.);
  • умение направлять и удерживать внимание в соответствии с целью деятельности;
  • умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой, с одного этапа деятельности на следующий; способность на длительный период удерживать внимание в процессе умственной деятельности;
  • умение классифицировать предметы и явления по различным их признакам;
  • умение объединять предметы и явления по существенным признакам и обозначать их обобщающим словом;
  • умение устанавливать сходство и различие предметов и явлений;
  • способность выделять структурные элементы предметов и явлений и объединять их в целое;
  • использование различных способов создания образов;
  • способность к созданию оригинальных образов, применяемых в действительности;
  • умение слушать и понимать речь окружающих (взрослых и сверстников);
  • умение ясно и последовательно выражать свои мысли, используя различные виды предложений;
  • умение пользоваться обобщающими словами, эпитетами, синонимами;
  • умение составлять разные виды рассказов (рассказ-описание, рассказ по картине, рассказ из опыта, сочинение сказок);
  • умение правильно составлять предложения, делить простые предложения на слова, слова на слоги;
  • владение навыками звукового анализа (находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове).