Велико воспитательное значение народного декоративно-прикладного искусства. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям , оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные богатства. Именно поэтому , решая задачи ознакомления детей с народно-прикладным искусством ,за основу берется ознакомление детей с широко известной в нашей стране и за рубежом глиняной дымковской игрушкой, а также филимоновской , каргопольской и изделиями гжельских мастеров.Яркие, красочные, жизнерадостные игрушки представляют собой высокие образцы народного искусства ,искусства близкого и понятного детям ,вносящего в их жизнь радость и красоту .Возникшие в глубокой древности ,они сохранили до наших дней свою прелесть В этих игрушках отразилась душа нашего народа ,его художественный вкус, педагогическая мудрость , неистощимая фантазия  и высокое мастерство. Знакомясь с образцами декоративно — прикладного искусства , дети приучаются узнавать и любить его, испытывают эстетическое удовольствие от общения с ними , желание самим попробовать что-то сделать.

Данная программа является адаптированной образовательной программой художественной направленности .Она соответствует уровню начального общего и основного общего образования ,так как возрастная категория детей , участвующих в реализации данной программы, от 7 до 15 лет.

2) 1 группа (1год обучения )   1 группа х 4 часа в неделю.

2) 2 группа (2 год обучения ) 2 группа х 4 часа в неделю.

Количество детей в одной группе 10 человек.

Продолжительность занятий : 45×2.

Методы и формы реализации программы

  1. Словесный (рассказ, беседа) передает основы знаний о культуре и быте русского народа, показывает место народного декоративно- прикладного искусства в системе национальной культуры.
  2. Наглядный — детям дается возможность рассмотреть со всех сторон фигурку, вылепленную и раскрашенную педагогом , предлагается цветная технологическая карта изготовления данной игрушки , показывается иллюстративный материал из книг и альбомов. Все это поддерживает заинтересованность детей в конечном результате своей деятельности.
  3. Практический — основной способ реализации программы позволяет развивать мелкую моторику рук, творческую активность, художественный вкус, креативные навыки учащихся.

Используются формы работы преимущественно групповая и индивидуальная . Индивидуальная связана с подготовкой выставочного материала.

Работа педагога несет в себе функцию развития креативных навыков , приобретение детьми не только практических умений по вылепливанию игрушки, их росписи в различных стилях (дымковская, каргопольская, филимоновская, гжель) , но и теоретических знаний по народному декоративно- прикладному творчеству; именно результаты занятия , подготовки игрушек,открытые выставки, интегративные уроки являются незаменимым средством воспитательной работы. Помимо воспитательной работы через сам предмет , используются попутно и другие формы культурно- просветительной работы: беседы по истории , быте, национальной самобытности нашей культуры.

В конце обучения дети должны уметь лепить разными способами (кольцевой, щипковый, из глиняных пластин) ,из целого куска глины и по частям. Проявлять творческую инициативу и лепить по замыслу.

Передавать характерные особенности игрушек в лепке и росписи. Уметь отличить один промысел от другого, знать характерные особенности каждого вида промысла.

В связи с «Концепцией воспитания личности растущего человека» и «Программой развития воспитания в системе образования Саратовской области яна 2001 — 2005 г.г.» приоритетными в современной образовательной системе становится художественно- эстетическое воспитание личности , так как от того, как произойдет процесс образования сегодня, зависит культура общества завтрашнего дня.

Организационно — педагогическая деятельность

Занятия в объединении проводятся с учетом возрастных особенностей детей. Занятия проводятся в 2 группах.

План методической работы

Подготовка демонстрационного , наглядного материала, методических пособий , повышение квалификации , посещение семинаров, проведение семинаров, проведение открытых занятий.

Занятия проводятся в форме классического урока с элементами беседы по

истории народного творчества, также применяется форма :

урок — игра, урок — зачет, урок — экскурсия, урок — викторина, вернисаж.

Цель:      Формировать устойчивое отношение  к нравственным ценностям .

Формировать креативные навыки на основе народного декоративного искусства (лепка и роспись народной игрушки).

Задачи: Познакомить детей с историей и традициями русских народных промыслов.

Познакомить детей с декоративной росписью ,развивать у них эстетические способности, способствовать приобретению навыков в каждом виде народного прикладного искусства (лепка, роспись). Развивать интерес к народным традициям и промыслам. Воспитывать чувство прекрасного, умение работать в коллективе.

Условия реализации программы .

С целью наиболее благоприятного усвоения материала для проведения урока необходимо : глина, стеки, станки, гуашь, кисти.

Иногда используются технические средства обучения (аудиомагнитофон). Имеется тесная связь между объединениями декоративно-прикладного направления.

Проводятся совместные уроки, праздники.