Стать высокообразованным человеком – это значит овладеть всеми богатствами родного языка. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста, которые начинают обучение с 4-летнего возраста в учреждениях дополнительного образования. Занятия по развитию речи осуществляется 2 или 3 раза в неделю. Для начинающих по 15-20 минут, для детей 5-6-летнего возраста 20-25 минут, для старших дошкольников 25-30 минут. Общее годовое количество часов – 144 (первый второй год обучения) и 216 (третий год обучения).

Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Именно поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности.

Цель программы – развитие речи дошкольников.  Освоение основ родного языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организация усвоения учебного материала подразумевает обучению детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; накопление словарного запаса; подготовку к обучению грамоте, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге.

Основные задачи связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Это позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность и инициативу в дальнейшем.

Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: акцент ставится на ознакомление детей с произведениями детской художественной литературы отечественных и зарубежных писателей, изучения произведений устного народного творчества своего народа, а также на работе по развитию связной речи ( диалогической и монологической ) и расширению словарного запаса.

За всё это время в ходе учебного процесса красной нитью проходит воспитание качеств личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Лучшим воспитателем в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.

В программе находят место и развивающие элементы. Использование современных педагогических технологий, игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей( зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы). Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом  (веточки, пуговички, крупа и пр.), выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.

 Предполагаемые результаты

  1. Знакомство  с произведениями детской художественной литературы

Проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывая удовольствие при прослушивании или самостоятельном прочтении;

  1. Устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали);
  2. Воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли), давать оценку действиям;
  3. Проявлять внимание к языку, осознавать элементы комического в произведении, проникать в поэтическое настроение, передавать эмоциональное отношение в выразительном чтении, уметь выразить свой эмоциональный отклик на прочитанное.
  4. Развитие связной речи.

Дети овладевают умением

  1. Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею  и содержание, выразительно воспроизводя диалоги  действующих лиц;
  2. Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе;
  3. Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту;
  4. В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова;
  5. Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме;
  6. Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
  7. В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.);
  8. Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.;
  9. Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;
  10. Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.
  11. Развитие словаря
  12. Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал
  13. Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)
  14. Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)
  15. Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.)