Данная программа является адаптированной образовательной программой дополнительного образования детей физкультурно – оздоровительной направленности. Она соответствует уровню основного общего и среднего (полного) образования, так как возрастная категория детей, участвующих в реализации программы, от 6 до 16 лет.

Программа соответствует современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (доступности, результативности), формам и методам обучения (активных методах дистанционного обучения, занятиях, показательных выступлениях), методах контроля и управлением учебного процесса (анализе результатов деятельности детей).

В последнее время произошло снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей. Современные специалисты связывают это с ухудшением социально – экономических условий жизни, экологией, неправильным питанием, снижением двигательной активности населения. Физическое воспитание ребенка – непростое дело. Движение – это не только путь к здоровью, но и к развитию интеллекта. При современном темпе жизни, в стремлении заработать у сегодняшних родителей мало остается времени на общение с ребенком, а на физическое воспитание тем более. Данная программа дает возможность детям удовлетворить свои потребности в движении, развить и реализовать двигательные возможности. На занятиях дети учатся действовать командой, радоваться победам и переживать неудачи. Гиподинамия отрицательно сказывается на костно—мышечной системе растущего организма. Отсюда – нарушение осанки, ранние сколиозы, плоскостопие. Корригирующие упражнения, выполняемые на занятиях, являются основой коррекции при нарушении осанки и плоскостопия. Чтобы занятия не напоминали уроки физкультуры в школе, в программу включены элементы художественной гимнастики.

Образовательная программа рассчитана на 2 года обучения (по 144 часа в год), занятия 2раза в неделю.

Отличительной особенностью данной программы является:

  • разнообразие организационных форм;
  • широкое применение актуальных методов обучения и воспитания.

Новизна программы – в использование элементов художественной гимнастики.

Художественная гимнастика служит задачам физического воспитания. Она совершенствует двигательные навыки, воспитывает умение владеть своим телом. Движения, выполняемые под музыку, выполняются легче и идут от музыки. Музыка на занятиях привлекает не только девочек, но и мальчиков.

Актуальность программы: движение – это жизнь.

Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию логического мышления, памяти, инициативы, воображение, самостоятельности.

Ожидаемый результат:

— самостоятельно формулировать понятие «здоровый образ жизни»;

— воспитание стойкого интереса к различным видам двигательной деятельности;

— самостоятельно составлять и выполнять композиции с атрибутами художественной гимнастики;

— уметь строить отношения в коллективе.

Способы проверки усвоения материала:

Участие в мероприятиях учрежденческого характера, школьных мероприятиях, в том числе «Минута Славы», участие в районных и городских мероприятиях, показательные выступления, занятия-зачеты, итоговые занятия.

Эффективность реализации программы диагностируется, что позволяет видеть не только реальную картину педагогического процесса, вносить текущие коррективы, но и коррективы на будущее.

Организационно – педагогическая деятельность

Занятия в объединениях проводятся с учётом пола и возрастных особенностей детей. Занятия проводятся в группах дополнительного образования детей, количество детей в группе – 10 человек.

1-я группа: возраст детей 10-11 лет (смешанные группа). Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа (2-ой год обучения).

2-я группа: возраст детей 8-9 лет (смешанная группа). Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа (1-ый год обучения).

3-я группа: возраст детей 6-8 лет (смешанная группа). Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа (1-ый год обучения).

Методы и формы реализации программы

Форма работы с детьми, в основном, групповая, но возможна и индиви-дуальная работа, в таких случаях, когда ребёнок усваивает материал медленнее других, или необходима дополнительная работа с ребёнком, солирующим в композиции.

Методы:

  1. По источнику получения знаний:

а) словесный (беседа, объяснение) – объяснение теоретических основ и значе-ние ритмической гимнастики. В беседе учащиеся могут высказать своё мнение, предложение.

Педагог может рассказать о том, что будет на занятии, о пользе того или иного упражнения, о необходимости разминки.

б) наглядный (демонстрация, показ) – даёт возможность увидеть упражнение в целом, увидеть конечный результат проделанной работы. Получить пред-ставление о правильной технике упражнения.

в) практический (занятия) – в процессе практических занятий формируется чувство ритма, уверенность в себе, развиваются гибкость, выносливость, артистичность.

  1. По уровню познавательной деятельности:

а) объяснительно – иллюстративный – различные средства сообщения.

б) репродуктивный – выполнение упражнений.

в) проблемный – разбор и обсуждение возникающих вопросов.

г) частично – поисковый – поиск учащимися новых решений и подходов.

 

  1. II. Цели и задачи образовательной программы.

Основной целью данной образовательной программы является:

— укрепление здоровья детей;

— воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятель-ности;

— воспитание нравственно-волевых качеств личности

 Задачи

  1. Оздоровительная: совершенствование функций организма, профилактика нарушения осанки, раннего сколиоза, плоскостопия;
  2. Образовательная: продолжать учить красиво двигаться в характере музыки, передавая её темповые особенности, учить создавать композиции, помогать раскрыть индивидуальные особенности, раскрывать творческие способности детей, формировать художественный вкус.
  3. Воспитательная: воспитывать коллективизм, умение преодолевать труд-ности, стремление к достижению результата.
  4. Развивающая: развивать гибкость, чувство ритма, координацию движений, умение выразить себя в музыке и движениях.

 

V. Этапы педагогического контроля

I год обучения

Должны знать:

Иметь элементарные знания об организме человека.

Уметь:

  • выполнять минимальный комплекс корригирующей гимнастики;
  • владеть техникой выполнения упражнения;
  • выполнять гимнастические композиции.
Наименование раздела программы Форма занятий Приемы и методы учебно-воспита-тельного процесса Форма подведения итогов
Тренинг «Ритм» Комбинированное занятие, игрового характера, соревнова-тельного Инструктаж по т/б, метод упражнения, показ, индивиду-альный Беседы-опросы, викторины, участие в клубных мероприятиях, тестовые задания
«Ловкость рук» Комбинированный, игровой, соревно-вательный, тренинг Показ, метод упра-жнения, создание ситуации успеха Показательные выступления, занятие-зачет, тестовые задания
«Забавные помпоны» Комбинированный, игровое, тренинг Метод упражнения, ситуация успеха, индивидуальный, показ Клубные меро-приятия, школь-ные праздники
«Обруч и ритм» Комбинированный, импровизация Ситуация успеха, показ упражнения Самостоятельная работа по созда-нию композиции
«Грация» Комбинированный, индивидуальный, импровизация Ситуация успеха, показ, метод упраж-нения, индивиду-альный Самостоятельная работа по созда-нию композиции, показательные выступление
«Грация и ритм» Комбинированный, соревновательный, тренинг, игровой Ситуация успеха, показ, метод упраж-нения, индивиду-альный Участие в кон-курсе «Минута Славы», показа-тельные выступ-ления, занятие-зачет

 

 

II год обучения

Знать:

Позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.

Уметь:

Контролировать свое самочувствие на занятиях;

Умение совмещать техничность с артистичностью;

Двигаться в характере музыки, передавая ее темповые особенности

Наименование раздела программы Форма занятий Приемы и методы учебно-воспита-тельного процесса Форма подведения итогов
Тренинг «Ритм» Комбинированное занятие, игрового и соревновательного характера Инструктаж по т/б, метод упражнения, показ, индивиду-альный Беседы-опросы, викторины, участие в клубных меро-приятиях, тестовые задания, участие в районных и город-ских мероприятиях
«Ловкость рук» Комбинированный, игровой, соревно-вательный, тренинг Показ, метод упра-жнения, создание ситуации успеха Показательные выступления, заня-тие-зачет, тестовые задания
«Забавные помпоны» Комбинированный, игровое, тренинг Метод упражне-ния, ситуация успеха, индиви-дуальный, показ Клубные меропри-ятия, участие в районном танце-вальном конкурсе
«Обруч и ритм» Комбинированный, импровизация Ситуация успеха, показ упражнения, проблемное изло-жение Самостоятельная работа по созда-нию композиции, занятие-зачет, показательные выступления
«Грация» Комбинированный, индивидуальный, импровизация Ситуация успеха, показ, метод упра-жнения, индивиду-альный, исследо-вательский Самостоятельная работа по созда-нию композиции, показательные выступление
«Грация и ритм» Комбинированный, соревновательный, тренинг, игровой, импровизация, индивидуальный. Показ, метод упра-жнения, индивиду-альный, исследова-тельский Участие в кон-курсе «Минута Славы», показа-тельные выступления, занятие-зачет

 

VI. Методическое обеспечение

Для успешного усвоения программы необходимо:

  • Создание атмосферы заинтересованности;
  • Ориентир на личностную значимость поставленных задач;
  • Объяснение практических направлений целей занятий;
  • Опираться на личный опыт;
  • Поддерживать здоровые соревнования между занимающимися.

На занятиях используются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть возможности детей.

Педагогические технологии, используемые на занятиях.

  1. Здоровьесберегающие технологии.

Основной целью программы, по которой ведется работа, является укрепление здоровья детей. Методы и приемы обучения соответствуют возрастным и функциональным возможностям занимающихся. В течение занятия постоянно идет смена видов деятельности, чередование высокий и относительно низкой видов деятельности. Помещение для занятий соответствует санитарно-гигиеническим нормам и пожарной безопасности.

  1. Технология игрового обучения.

Представляет собой создание игровых ситуаций с целью обеспечения личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений и навыков и развития мотиваций, занимающихся к познанию и творчеству.

  • Технология педагогического сотрудничества.

Сущностью данной технологии является совместная, целенаправленная и мотивированная деятельность педагога и занимающихся.

  1. Технология проблемного обучения, заключается в постановки и решении познавательных задач с целью развития познавательной активности и творческой самостоятельности занимающихся.
  2. V. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Образовательный процесс направлен на развитие и реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка, с учетом его особенностей. Обучение осуществляется на  высоком уровне трудности, с использованием на занятиях заданий развивающего характера, создания атмосферы заинтересованности и ситуации успеха, которые побуждают детей к высказыванию оригинальных идей.