Каратэ-до — это древнее восточное воинское искусство и наука самозащиты. Применяя необычные методы защиты этой системы, мастера не пользуются никаким оружием. Вместо этого они развивают свое естественное оружие — тело, руки и ноги, делая их своим скрытым оружием, которое при необходимости могут пустить в ход с молниеносной скоростью. Каратэ основывается на научных данных о движении тела, способствующих укреплению здоровья, развитию координированности тела и ума. Китайские мастера кэмпо рассматривали эту систему как непосредственное продолжение их религиозной философии. Мастера Окинавы относились к каратэ как к образу жизни, мировоззрению.

Каратэ было привнесено с Окинавы как средство самозащиты без оружия. Это его практическое значение с прошествием времени значительно уменьшилось, однако возросло значение его как средства приведения своего тела в достойное физическое состояние. Как гласит восточная мудрость: «Раньше боевыми искусствами занимались, чтобы выжить. Сейчас же занимаются для того, чтобы долго жить». Каратэ становится настолько популярным, что его начинают постепенно внедрять в систему школьного образования на уроках физической культуры. Кроме того, каратэ сегодня — это один из наиболее популярных видов спорта. В результате тренировок и самовоспитательного процесса у спортсмена развиваются молниеносные рефлексы, отличная координация, воспитывается здоровое тело. Основное практическое использование каратэ — это общее развитие физических, моральных и умственных способностей.

Традиционное каратэ-до представляет собой цельный мировоззренческий комплекс в том первозданном виде, в каком воинские искусства преподавались в Китае и сейчас преподаются на Окинаве и в Японии. Каратэ-до — это истинный «Путь пустой руки» — как жизненная концепция. Что означает термин «Путь», «Путь каратэ»? Путь каратэ — это нелегкий путь, он труден сверх всяких ожиданий. Когда же он уже позади, когда наступает время воздаяний, испытания своего мастерства, неожиданно открывается вся красота и гармоничность пройденных вех.

Тренировки в каратэ-до, самодисциплина, которую они развивают не остаются в стенах тренировочного зала. Чтобы испытать на себе всю полноту отдачи каратэ и получить от него то, что оно может дать, нужно сделать каратэ существенной стороной своей жизни. Путь каратэ — это философия жизни и если следовать этой философии, он приведет нас далеко за пределы техники самозащиты, в область науки о дисциплинированности воли. Очевидное на поверхности, оно просто. Очевидное могут познать многие. Интуитивное же скрыто. Его нужно находить, воспитывать и развивать. Каратэ-до подобно семени дерева. Если должным образом заботиться об этом семени, оно вырастет огромным ветвистым деревом. Каратэ-до потенциально содержит в себе возможность создания новой личности, личности — безграничной во всех своих проявлениях, своих способностях, которые сделают ее внутренне уверенной и достойной уважения.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является образовательной программой дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности. Она соответствует уровню начального общего, основного общего и среднего образования, так как возрастная категория детей, участвующих в реализации данной программы, от 6 до 17 лет. Образовательная программа рассчитана на 5 лет обучения.

Приоритетными в современном образовательном процессе становятся программы, целью которых является улучшение здоровья подрастающего поколения. По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Исходя из этого, ведущей задачей воспитания должно стать воспитание нравственно и физически здорового гражданина, способного взять на себя ответственность за будущее нашей страны.

Необходимость создания образовательной программы по организации изучения каратэ-до в системе дополнительного образования созрела уже давно. С момента зарождения в нашей стране того удивительного и, порой, непонятного явления, коим считается каратэ-до, прошло уже более 25 лет. Но достаточно качественного и корректного материала по методике преподавания этой уникальной системы в общеобразовательных школах, детских спортивных школах, в учреждениях дополнительного образования среди детей дошкольного и школьного возраста до сих пор создано ничтожно мало. Школьный урок физкультуры в силу своих организационных и дидактических особенностей не в состоянии обеспечить полную реализацию потенциальных физических возможностей и способностей ребёнка, а узконаправленная система спортивной подготовки, осуществляемая по линии ДЮСШ, ДЮШОР и имеющая основной целью достижение максимально высоких спортивных результатов, не дает возможности заниматься всем желающим. Эту нишу заполняет система дополнительного образования детей и подростков. В группы объединения принимаются все желающие заниматься физической культурой и спортом, в том числе и те, у кого есть отклонения в состоянии здоровья. Контингент обучающихся в ходе учебно-тренировочного процесса достигает различного уровня спортивного совершенствования, вплоть до республиканского и международного.

Принципиальным и педагогически целесообразным в этом отношении является выдвижение задачи эффективного физического и духовного совершенствования каждого ребенка. В этой связи представляется чрезвычайно актуальным повышение общего уровня культуры отношения к физической активности.

Новизна данной программы заключается в введении в общий курс основного каратэ элементов подготовки спортсменов других единоборств (дзю-до, борьбы, кикбоксинга, кик-джицу, дзю-дзюцу, французского и тайского бокса, вьет-дао, ку-до и др.), Особенностью настоящей программы является работа педагога в разновозрастных группах дополнительного образования детей.

Организационно- педагогическая деятельность

Занятия в объединении проводятся с учётом возрастных особенностей детей и степени их подготовленности.

Группы первого года обучения — младший школьный возраст (6–8 лет).- Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Группы второго года обучения – младший школьный возраст (9-10 лет).

Группы третьего года обучения – подростковый возраст (11-13 лет).

Группы четвёртого года обучения – подростковый возраст (14-15 лет).

Группы пятого года обучения – юношеский возраст (16-18 лет)

Продолжительность занятий в группах 2, 3, 4, 5 года обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа.

Количество детей в одной группе 12 – 15 человек.

Группы обучения проходят три этапа подготовки:

  1. начальная физическая подготовка (НФП) — спортивно-оздоровительный этап (1 год обучения);
  2. массовые занятия спортом (ОФП, СФП) – учебно–тренировочный этап (2-3 год обучения);
  3. подготовка спортивных резервов (СФП) – этап спортивного совершенствования(4-5 год обучения).

В рамках деятельности групп первого этапа обучения (НФП) ставятся задачи:

  • повышение уровня здоровья, физической и умственной работоспособности;
  • воспитание собранности, ответственности, внутренней дисциплины;
  • воспитание бойцовского характера, умение бороться с трудностями и преодолевать их;
  • разносторонняя физическая подготовка.

Юные спортсмены 1 года обучения имеют не более двух занятий в неделю. Как показали результаты сдачи контрольных нормативов по общей физической подготовке, которые проводятся в начале и конце учебного года, возрастной интервал 6 – 8 лет — наиболее благоприятен для закладки практически всех физических качеств и координационных способностей, и основ базовой техники каратэ. Занимающиеся на этапе начальной физической подготовки (10, 9 кю) изучают базовую технику каратэ в режимах котэй-кихон и идо-кихон:

  • базовые стойки, атакующая техника рук, атаки при помощи ног,
  • защитная техника рук, перемещения в основных позициях,
  • простейшие повороты в основных позициях,
  • ученические базовые комплексы ката.

Одновременно с этим новички осваивают в имитационных парных упражнениях технические основы практического применения элементов базовой техники.

Второй этап — группы массовых занятий спортом (ОФП, СФП), которые призваны обеспечить учебно-тренировочный процесс детей и подростков 9-13 лет. Занятия в группах второго этапа обучения проводятся три раза в неделю. Помимо реализации основного учебно-тренировочного процесса, в соответствии с учебным планом, каждое занятие педагог старается сориентировать ребят на здоровый образ жизни и гармоничное развитие.

На втором году обучения наряду с развитием координации и быстроты необходимо шире развивать силу и приступать к сдаче нормативов специальной физической подготовки параллельно с классификационными испытаниями по программе 8, 7 и 6 кю; спортсмены изучают технику при помощи одиночных и двойных технических действий атаки и защиты и их сочетаний на дальней дистанции и по разным уровням атаки, приступают к освоению основных ученических комплексов ката.

На третьем году обучения вместе с быстротой и силой развивается выносливость, учащиеся готовятся к сдаче норм специальной физподготовки и нормативов на физическую кондицию, параллельно с экзаменами на 5, 4 кю, спортсмены овладевают действиями на дальней и средней дистанциях, из исходной стойки и в перемещениях при помощи прямых и круговых атакующих действий и их сочетаний, а также всеми видами защит от этих атак. Совершенствуется материал 1 и 2 курса;

В качестве критериев оценки деятельности на учебно-тренировочном этапе используются следующие показатели:

  • стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;
  • динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся;
  • освоение объёмов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой;
  • освоение теоретического раздела программы.

На этапе спортивного совершенствования (4, 5 год обучения) должны совершенствоваться все физические качества, необходимые каратисту, в зависимости от его подготовленности и индивидуальных особенностей. На данном этапе было бы серьёзной ошибкой приуменьшать значение спорта высших достижений.

На четвертом году обучения (3,2 кю) каратисты изучают и совершенствуют базовую технику при помощи всех видов одиночных атакующих действий на дальней и средней дистанциях, осваивают комбинационную и серийную технику атак и контратак, изучают основы кумитэ (спарринга) на дальней и средней дистанции, знакомятся с техникой атак и защит на ближней дистанции.

На пятом году обучения (2,1 кю) совершенствуются действия при помощи всех видов атак и защит на всех рабочих дистанциях, изучаются технические приемы перехода из одной дистанции в другую, приступают к освоению бросковой техники каратэ.

В качестве критериев оценки деятельности на этапе спортивного совершенствования педагогом учитываются следующие показатели:

  • уровень физического развития и функционального состояния занимающихся;
  • выполнение спортсменом объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок;
  • динамика спортивно-технических показателей;
  • результаты выступления на соревнованиях различных возрастных групп.

В зависимости от личностных условий воспитанников, программы обучения педагогом используется разнообразный набор методов и форм воспитания и обучения.

Ожидаемые результаты

К концу начального этапа обучения учащиеся должны освоить базовую технику или азы каратэ-до, где основное внимание направлено на овладение техникой стоек (дачи-ваза), перемещений и поворотов (тэншин, тай-сабаки), атакующих действий (дзуки, учи, гэри-ваза), защитной техникой (уке-ваза), сочетаний всех элементов базовой техники (кихон, ката).

К концу учебно-тренировочного этапа обучения учащиеся должны освоить технику сочетаний вышеперечисленных разделов в статических положениях и в режиме перемещений. Эта техника сгруппирована в специфические технические комплексы «кихон» и «ката», которые на каждой разрядной ступени «кю» (от 10 до 1) отличаются объемом и степенью сложности входящих в них элементов.

Наконец, к концу третьего этапа освоения базовой техники учащиеся реализуют ранее изученные знания в парной работе с партнером и непосредственно в спаррингах — кумитэ. Эта техника также строго регламентирована по степени сложности составных элементов и по объему нагрузок при ее отработке. Возрастание и усложнение техники кумитэ подчинены основному принципу постепенности — от простого к сложному, и рассчитаны на несколько лет изучения и отработки, начиная с 8, 7 «кю» до высших ступеней мастерства

Формами подведения итогов реализации данной образовательной программы по годам обучения могу быть как зачётные уроки по сдаче нормативов общей и специальной физической подготовки, по сдаче нормативов «кю» от 10 до 1, так и показательные выступления. Основной формой подведения итогов уровня обученности являются соревнования, различного уровня (от внутриклубных до всероссийских)

Данная программа, уже прошедшая проверку во многих разновозрастных группах, показала свою практическую состоятельность, и может быть вполне пригодна для применения её в системе дополнительного образования как непосредственно образовательная и воспитательная, по своей сути, программа.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ: Развитие духовных и физических способностей детей и подростков в процессе изучения каратэ и на этой основе укрепление их здоровья, приобщение к здоровому образу жизни.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. Научить владению своим телом.
  2. Обучить технике «кихон» (базовая техника стиля), «кумитэ» (свободный поединок) и «ката» (имитация боя с тенью).
  3. Обучить соответствующим приёмам посредством систематических, регулярных тренировок.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственно и физически здорового гражданина.

Развивающие:

  1. Развивать скорость реакции, физическую силу, быстроту, выносливость, ловкость, силу воли.