Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы. Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей, поэтому данная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования является актуальной.
Программа изостудии «Рисунок» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности.
Срок реализации программы – 2 года.

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.№ 273 –ФЗ),
  • Концепцией развития дополнительного образования на 2015 – 2020 годы (от 4сентября 2014 г. № 1726-р)
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
  • Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».
  • Приказом Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Правилами ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019г. №1077, п.51.).

Цель: создать условия для развития личности ребёнка средствами искусства; получения опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи:
− личностные – способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятию духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; формированию общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;
− метапредметные – содействовать развитию мотивации к художественному творчеству; потребностей в самосовершенствовании, самостоятельности и аккуратности в практической деятельности и в жизни в целом; активности в конкурсах изобразительного мастерства;
− образовательные (предметные) – способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений) в области изобразительного искусства; развитию познавательного интереса к жизни и творчеству великих русских художников; освоению практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в объединении способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 6 до 14 лет. Дети 6-8 лет способны на начальном (стартовом) уровне выполнять предлагаемые задания. Дети 9-11 лет способны под руководством педагога и самостоятельно выполнять задания среднего (базового) уровня. Дети 12-14 лет уже самостоятельно способны выполнять задания повышенного (продвинутого) уровня, приносить собственные художественные идеи и замыслы, участвовать в мастер-классах для детей младшего возраста.
Набор детей в группу 1 года обучения осуществляется независимо от их способностей и умений.

Срок реализации данной программы – 2 года, и предполагает разноуровневый подход.
Первый год (стартовый уровень) обучения является подготовительным этапом и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством, историей развития рисунка у разных народов, знакомство с произведениями искусства, выполненными различными художественными материалами;
Второй год (базовый уровень), ребята учатся самостоятельно составлять простейшие композиции, передавать на рисунке пропорции предметов, объём, с применением тени;

Режим занятий
На обучение отводится 72 часа (по 2 часа раз в неделю с 10 минутным перерывом).
Наполняемость одной группы – 10 человек.

Формы занятий
Занятия по программе «Рисунок» состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть занятий должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме, новых понятиях и терминах. Форму занятий можно определить, как самостоятельную деятельность детей. В основе обучения лежат групповые занятия.

Для наиболее успешного выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на заданные темы по памяти и по представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве; подготовка к конкурсам.

Ожидаемые результаты обучения

    К концу первого года обучения (стартового уровня) учащиеся 

должны знать:
— названия цветов;
— элементарные правила смешения цветов.
должны уметь:
— правильно сидеть за столом, мольбертом, держать лист бумаги и карандаш; свободно работать карандашом без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
— передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
— правильно работать акварельными красками — разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность;
— выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
— применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений;
— узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия.

     К концу второго года обучения (базового уровня) учащиеся 

должны знать:
— о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
— о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), вышивке;
— об основных цветах спектра в пределах наборов акварельных красок, о главных красках (красный, желтый, синий);
— об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов.
должны уметь:
— высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
— стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение цвет предметов;
— правильно сидеть за столом, мольбертом, правильно держать лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисовать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
— правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно покрывая ими нужную поверхность, менять направление мазков согласно форме;
— определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
— передавать в рисунках на темы и иллюстрации смысловую связь элементов композиции, отражать основное содержание литературного произведения;
— передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних — выше, изображать передние предметы крупнее удаленных предметов;
— выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
— составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.