Футбол – наиболее доступное, а следовательно, массовое средство физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Эта поистине народная игра пользуется популярностью у взрослых, юношей и детей, а в последнее время ей уделяют внимание девушки.
Футбол – подлинно атлетическая игра. Она способствует развитию быстроты, силы, ловкости, выносливости и прыгучести. В игре футболист выполняет чрезвычайно высокую по нагрузке работу, что способствует повышению уровня функциональных возможностей человека, воспитывает морально-волевые качества. Разнообразная и большая по объему двигательная деятельность на фоне растущего утомления требует проявления волевых качеств, необходимых для поддержания высокой игровой деятельности. Поскольку тренировки и соревнования по футболу проходят почти круглый год, в самых различных, нередко резко меняющихся, климатических и метеорологических условиях, эта игра способствует и физической закалке, повышению сопротивляемости организма и расширению адаптационных возможностей.
Эмоциональные особенности позволяют использовать игру в футбол или упражнения в технике владения мячом в качестве средства активного отдыха. Естественно, для осуществления этих задач требуется специальное методическое пособие, которое имело бы своей целью помочь преподавателям физкультуры, студентам факультетов физической культуры увлекательно наладить работу с детьми для занятий по футболу. Это пособие и написано с учетом этих требований.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    1)Направленность
    Данная программа является общеразвивающей образовательной программой дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.
    2) Актуальность
    Приоритетными в современном образовательном процессе становятся программы, целью которых является улучшение здоровья подрастающего поколения. По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Исходя из этого, ведущей задачей воспитания должно стать воспитание нравственно и физически здорового гражданина, способного взять на себя ответственность за будущее нашей страны.
    Футбол является одним из самых популярных у школьников видом спорта, поскольку обладает множеством специфических качеств, позволяющих практически каждому ребенку, порой даже с невысоким уровнем физической подготовленности и средним уровнем развития двигательных способностей, овладеть основами этой увлекательной и полезной для здоровья игры. В рамках школьных уроков физической культуры педагог не всегда может освоить программный материал по футболу и, как правило, ученики лишь поверхностно овладевают основами техники игры, при этом, желая более детально постичь ее за пределами школы.
    3) Отличительные особенности данной программы.
    Данная программа рассчитана на детей, не имеющих элементарных навыков в технике футбола. Программа позволяет обучающимся, вне зависимости от возраста, уровня физической и технической подготовки, освоить основные технические элементы футбола. Набор в группы ведется без конкурсного отбора, характерного для спортивных школ. Однако стоит отметить, что для групп первого года обучения все же стоит делать разграничения по возрасту, так как уровень внимания и понимания зависит от возраста хотя и бывают исключения. Соответственно и построение занятия будет различным, хотя цели и задачи будут одинаковы.
    4)Адресат программы.
    Данная программа рассчитана на детей от 6-17 лет.
    5) Возраст и возрастные особенности обучающихся.
    Занятия в объединении проводятся с учётом возрастных особенностей детей и степени их подготовленности. Возрастные ограничения это от 6 до 17 лет. Это максимально оптимальный возраст для обучения технике футбола. Однако стоит отметить, что для групп первого года обучения все же стоит делать разграничения по возрасту, так как уровень внимания и понимания зависит от возраста хотя и бывают исключения. Соответственно и построение занятия будет различным, хотя цели и задачи будут одинаковы. То есть, формирование групп на первоначальном этапе ведется по возрастным критериям в первую очередь, а дальше изменяется по уровню внимания и понимания.
    6) Объем, сроки освоения программы и режим занятий.
    Эта программа рассчитана на три года обучения для группы начальной подготовки.
    Первый год обучения – 144 часов.
    Второй год обучения – 144 часов.
    Третий год обучения – 144 часов.
    Общий объём программы – 432 часов.
    Занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом в 10 минут. Для занятий в объединении от ребенка требуется медицинская справка.
    Количество детей в одной группе 10-12 человек.
    В рамках деятельности групп начальной подготовки особенное внимание уделяется общей физической подготовке и укреплению здоровья и физических возможностей детей. В таком возрасте особенно хорошо развивается ловкость, гибкость, координация движений. Ребята обязательно выполняют разминку, в которую входят упражнения с элементами акробатики, гимнастики, легкой атлетики. В программу включена растяжка, упражнения на пресс, подтягивания, отжимания, прыжки через скакалку. Дети играют в подвижные игры — ручной мяч, волейбол, салки. Устраиваются эстафеты.
    В каждой игре содержатся элементы, которые обязательно пригодятся ребятам и в футболе. Так, ручной мяч и волейбол, к примеру, учат их взаимодействовать друг с другом в команде, развивают прыжковые навыки и др. И конечно, ребята учатся управлять мячом, чувствовать его. Выполняются такие упражнения, как ведение мяча, чеканка и. т. д.
    На этом этапе стоит задача подготовить ребят к дальнейшим, более сложным нагрузкам, помочь воспитанникам освоить навыки коллективной игры в футбол, познакомить с основами техники и тактики футбола. Также в этот период тренер выявляет самых способных ребят. Главные методы обучения на начальном этапе — это рассказ, объяснение, показ технического приема или действия. Сначала тренер демонстрирует правильное выполнение, затем поясняет основные моменты, после чего детям предлагается попробовать самим выполнить упражнение. Разбираются ошибки, и упражнение повторяется, повторяется, повторяется…
    Два раза в год ребята сдают нормативы — в конце сезона и перед его началом: прыжок с места, стометровка, обегание стоек, отжимания для девочек, подтягивания для мальчиков, упражнения на пресс и т.д. Могут быть специальные упражнения, например, прыжки со скакалкой для вратаря.
    Ожидаемые результаты
    К концу начального этапа обучения учащиеся должны освоить навыки коллективной игры в футбол, познакомить с основными техническими элементами футбола. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
    ЦЕЛЬ: Развитие духовных и физических способностей детей и подростков в процессе изучения футбола и на этой основе укрепление их здоровья, приобщение к здоровому образу жизни.
    ЗАДАЧИ:
    Образовательные:
  2. Приучить воспитанника к здоровому образу жизни.
  3. Познакомить детей с основными простейшими техническими элементами футбола.
  4. Привить любовь к занятиям футболом. Привить стремление к изучению новых технических элементов.
    Воспитательные:
  5. Воспитывать нравственно и физически здорового гражданина.
    Развивающие:
  6. Развивать скорость реакции, физическую силу, быстроту, выносливость, ловкость, силу воли, творческое мышление.
  7. Развить ориентацию ребенка в пространстве и группе занимающихся.

КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
учащиеся должны:
знать:
• историю развития футбола в России;
• технику безопасности во время проведения занятий;
• основные команды педагога
уметь:
• выполнять комплексы начальной физической подготовки;
• выполнять удары по мячу ногами;
• выполнять остановку мяча;
• выполнять ведение мяча
• выполнять отбор мяча