На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Искусство изготовления цветов из ткани, бумаги, лент является традиционным видом народного творчества, которое и по сей день находит применение в современном костюме, в интерьере современного жилища, офиса, в оформлении витрины, сцены. Одним словом, очень широк спектр использования их в нашей жизни. Именно поэтому изготовление искусственных цветов располагает большими возможностями. В процессе работы дети учатся аккуратно вырезать детали, подбирать цвета по оттенку, тональности, делать сборку цветов. При этом у детей развивается воображение, зрительная память, глазомер, чувство формы, точность, аккуратность, формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело. Обучение по предлагаемой программе художественной направленности способствует формированию эстетического вкуса у обучающихся, развитию трудовых умений и навыков, то есть осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Народное искусство было преимущественно бытовым, и изучать его приемы и традиции, своеобразие художественной структуры надо непременно создавая нужные для современников изделия. Лучше заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в жилом или общественном интерьере, станут частью современного костюма или будут являться подарком для друзей. Такое обучение делает занятия серьезными, практически значимыми, необходимыми.
Данная программа возвращает нас к истокам национальной духовности. В последнее время утрачиваются такие понятия, как общественно – полезный труд, труд для людей. Принимая модную философию – каждый за себя. И встает педагогическая и психологическая проблема – адаптация детей в окружающем мире. Как помочь ребенку? Увлекая ребенка декоративно – прикладным творчеством, активизируя творческий поиск, программа способствует решению этой проблемы.
Новизна программы состоит в расширении содержания учебного материала за счет включения разделов «Выполнение цветов из фоамерана», «Изготовление корзинок и основ для цветочных композиций», «Выполнение цветов из лент».
Программа педагогически целесообразна. Обучение по данной программе

  • во-первых, обладает мощным воспитательным потенциалом. Дети делают своими руками, преодолевают трудности, что способствует развитию трудолюбия, усидчивости, уважения к труду другого человека. В ходе занятий они знакомятся с работами мастеров народных промыслов, посещают их выставки, что положительно сказывается как на общекультурном, так и на духовно-нравственном развитии;
  • во-вторых, стимулирует развитие потенциальных возможностей детской фантазии, развивает воображение, художественно-творческие способности;

Отличительные особенности программы

Образовательная программа «Изящная фантазия» позволяет научить воспитанников объединения самостоятельно выполнять искусственные цветы, применяя различные материалы и технику исполнения: отделочные, декоративные, а также использование их в оформлении одежды, интерьера.
Учащиеся 1го года обучения знакомятся с более простыми приёмами цветоделия, поэтому цветы для выполнения подобраны с несложной техникой изготовления. Упор сделан на изготовление отделочных цветов.
Учащиеся 2го года обучения после освоения основных приёмов работы приступают к выполнению отделочных и декоративных цветов, требующих определённых умений и навыков.
Учащиеся 3го года обучения осваивают приёмы, способствующие созданию различных композиционных решений из искусственных цветов. Принципиальное отличие программы 3-го года обучения – в интеграции различных жанров декоративно-прикладного искусства: искусственного цветоделия и флористики. На данном этапе происходит активизация поисковой, исследовательской работы, требующей творческого мышления, высокого уровня мастерства.

Режим занятий
При создании программы учитывались местные социокультурные особенности, где остро стоит проблема занятости детей в свободное время. Работа по выполнению цветов из разных материалов требует большой статической напряженности глаз, спины, ног, плеч и т.д., поэтому рекомендуется три занятия в неделю через день. Количество детей в группах 8-10 человек, т.к. каждый этап работы требует индивидуального подхода к каждому ученику. Данная программа рассчитана на три года обучения. Продолжительность занятия 2 часа 2 раза в неделю (4 часа в неделю) – для учащихся 1 года обучения и 2 часа 3 раза в неделю (6 часов в неделю) – для учащихся 2 и 3 года обучения. Таким образом, 144 часа – 1 год обучения и 216 часов 2 и 3 год обучения. Всего программа рассчитана на 576 учебных часов.
Особенности возрастной группы детей

1 группа – 7- 9 лет
2 группа – 10-12 лет
3группа – 13-15 лет
Количество детей в группах 10-12 человек. Набор детей в группы свободный, принимаются любые лица без предъявления требований к уровню образования и способностям;
При составлении программы обучения учитывались возрастные особенности учащихся, их навыки, знания, запросы учащихся, потребности семьи. Таким образом, чтобы максимально способствовать овладению учащимися навыками и приёмами работы при изготовлении искусственных цветов из ткани, приходится выбирать методы
работы в зависимости от условий и возможностей.
В начальный период обучения младшим детям вследствие несформированности навыков очень сложно выполнять такие операции как вырезание деталей, накручивание проволоки. Поэтому им даются для выполнения образцы, где данные операции упрощены. Детям 2-го и 3-го года обучения даётся большая самостоятельность в выборе и решении темы. При этом необходимо направлять творческую деятельность учащихся, развивать у них способность выбирать тему, думать о вариациях выполнения изделия из того или иного материала, помогать в выполнении поставленной задачи.
В работе широко используются инструкционные карты для учащихся, работающих по программе, индивидуальные задания творческих работ для наиболее способных учащихся. Это помогает дифференцированно подходить к обучению учащихся разной степени способности и подготовленности. Индивидуальная работа занимает основное место в работе педагога с детьми.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

Учащиеся к окончанию первого года занятий знают:
• Название инструментов для обработки деталей цветка.
• Виды обработки деталей цветка инструментом.
• Правила безопасной работы в мастерской.
• Приемы работы с гофрированной бумагой .
• Приемы вырезания деталей цветка.
• Законы цветоведения.
• Особенности изготовления цветов.

К окончанию первого года занятий дети умеют:

• Правильно отжелатинить ткань.
• Аккуратно вырезать детали цветка из ткани, бумаги и фоамирана.
• Самостоятельно подбирать и смешивать цвета при выполнении изделий.
• Правильно подобрать диаметр и длину проволоки.
• Обкручивать проволоку без пропусков и утолщений.
• Обрабатывать детали цветка различными насадками.
• Правильно подобрать цвет, так, чтобы цветок гармонировал с одеждой, либо вписывался в интерьер.

Учащиеся к окончанию второго года занятий знают:

• Как построить выкройку цветка.
• Последовательность изготовления цветов.
• Как желатинить различные виды тканей.
• Степень нагрева паяльника для различных видов ткани.
• Особенности подбора бумаги, ткани, фоамирана для изготовления декоративных цветов
• Правила работы с клеевым пистолетом.

К окончанию второго года занятий дети умеют:

• Зарисовать эскиз цветка.
• Сделать выкройку детали цветка.
• Подобрать необходимый вид ткани, бумаги и готовить его работе.
• Самостоятельно изготавливать декоративный цветок с фотографии или натурального образца

К окончанию третьего года занятий дети знают:

Художественно-композиционные принципы составления цветочных композиций.
Виды аранжировок из искусственных цветов и сухого природного материала.
• Образцы природных материалов, используемых в цветочных композициях.
• Техника изготовления коллажа

К окончанию третьего года занятий дети умеют:
Самостоятельно выполнять композиции из искусственных цветов и сухого природного материала, искусственной зелени.
• Готовить природный материал, искусственную зелень к использованию в цветочных композициях.
• Изготавливать коллаж с использованием искусственных цветов, природного материала и искусственной зелени.

Механизм контроля за качеством реализации образовательной программы включает в себя следующие компоненты:
Первичный контроль.
Позволяет выявить наиболее способных, одаренных детей; выяснить мотивацию обучения, провести социально – психологическое анкетирование. Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по данной программе, рассчитанной на 3 года обучения, проводится в начале учебного года для определения усвоения учащимися важнейших моментов курса предыдущего года. Предварительный контроль сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Текущий контроль
Осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Также детям дается возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе контроля каждого занятия создается возможность выявления уровня усвоения учебного материала, недочетов, положительных и отрицательных моментов применяемых технологий.
Используются методы наблюдения, организуются мини-выставки.
Рубежный контроль
Осуществляется в конце полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику организации учебно-воспитательного процесса.
Итоговый контроль
Проводится в конце учебного года, помогает выявить рост мастерства, изобретательности, самостоятельности, развитие творческого мышления, художественного вкуса, освоение законов композиции . Итоговый контроль проводится в следующих формах: зачет, защита творческой работы, участие в выставках. В целом контроль позволяет определить эффективность ведения образовательной деятельности, оценить результаты, внести изменения в учебный процесс.
В течение учебного года проводится мониторинг результатов обучения ребенка.
Результатом обучения детей по программе «Изящная фантазия» является определенный объем знаний, умений и навыков. Ожидаемый результат предполагает:
-освоение современной технологии изготовления искусственных цветов из разных материалов;
-углубление знаний о художественно-композиционных принципах составления цветочных композиций;
-воспитание духовности и эстетического вкуса посредством прикладного искусства;
-развитие творческого воображения, трудовых умений и навыков, а также самостоятельности при изготовлении искусственных цветов;
Цель программы
Создание условий для развития природных творческих способностей детей через постижение мастерства традиционного русского рукоделия – искусственного цветоделия.

Задачи программы
Образовательные:
Обучить детей современным технологиям изготовления искусственных цветов.
Знакомство с художественно-композиционными принципами составления цветочных композиций.
Воспитательные
Воспитание духовности и эстетического вкуса посредством прикладного искусства.
Развивающие
Развитие творческого воображения, трудовых умений и навыков, а также самостоятельности при изготовлении изделий.