Направленность программы – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Портняжка» относится к художественной направленности, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер.
Актуальность программы «Портняжка» в том, чтобы приобщить современного ребенка к рукоделию (народному декоративно-прикладному искусству), через изготовление самодельной игрушки, в то время, когда стремительно развивается технический прогресс.
Характеристика программы
Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов декоративно – прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Игрушка – это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над современной и народной игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием игрушки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.
Отличительная особенность: программа кружка «Портняжка» направлена на обучение детей технологии кройки и шитья народной и современной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Адресат программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 7-15 лет.
Программа «Портняжка» разработана для детей младшего и среднего школьного возраста и построена с учетом возрастных особенностей обучающихся.

  1. Дети младшего школьного возраста не готовы к длительной трудоемкой работе, для них велика потребность в игре (ролевой, сюжетной, познавательной). Для них даются специальные задания в игровой форме, предлагаются упрощенные модели мягкой игрушки. В этом возрасте для ребёнка очень важна оценка его деятельности, поэтому в обучении используется метод поощрения. На занятиях с детьми младшего школьного возраста используется коллективная работа, т.к. большой объем работ пугает, поэтому масштабную работу лучше делать сообща, она помогает изучить различные приемы шитья, морально подготовить детей к выполнению объемных изделий собственными силами.
  2. Интересы у детей среднего школьного возраста увеличиваются и расширяются по мере накопления знаний, характеризуются большей устойчивостью, активностью. Углубляются познавательные интересы, появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Поэтому в этом возрасте необходимо обучать основным методам и приемам, а выбор изделия предоставить самим обучающимся. Дети, овладевая искусством шитья приобретают не только определенные знания и умения, но и приобретают уверенность, личную самостоятельность, индивидуальность.

Объем и срок освоения программы
Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Портняжка»– 2 года.
Общее количество часов необходимых для прохождения программы – 288 часа.
Форма обучения
Программа «Портняжка» предусматривает очную форму обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Дети работают в разных возрастных группах, поэтому работа строится по принципу «ученик-мастер», где более подготовленные дети помогают остальным. Широко используются совместные практические занятия, где дети дополняют, помогают, консультируют друг друга.
В объединение принимаются и девочки, и мальчики по желанию. Состав группы постоянный, что обеспечивает высокое качество работы в коллективе, способствует социализации, созданию комфортной психологической обстановки на занятиях.
При распределении заданий учитываются возрастные особенности, способности детей, их интересы.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 144;
Количество занятий в неделю – 2 (четыре академических часа)
Продолжительность занятия – 45 минут. Между занятиями перемена 10 минут. Для снятия утомляемости во время занятий обучающимся предлагается несложная гимнастика для глаз, которая занимает около 3-х минут, физкультминутка.

1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей каждого ребенка, формирование базовых навыков декоративно-прикладного искусства посредством изготовления мягкой игрушки.
Задачи:
Личностные:
-воспитывать чувства патриотизма, уважение к своему народу, гордости за свой край, через приобщение к народному творчеству;

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, между деятельностью и её результатом;
    -оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных ценностей;
    -формировать уважительное отношение к иному мнению, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    -формировать бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
    -формировать мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
    Метапредметные:
    -научить определять и формулировать цель деятельности на занятие, проговаривать последовательность действий с помощью педагога;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    -научить использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей мягкой игрушки;
    -формировать умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
    -развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству
    Предметные:
    -формировать умения применять нормы и правила безопасности труда, пожарной безопасности, правила санитарии и гигиены;
    -формировать умения работать с различными материалами и инструментами в данной области декоративно-прикладного творчества;
    -сформировать знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • формировать первоначальное представление о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  • формировать умения рационально использовать учебную и дополнительную техническую и технологическую информацию для проектирования и создания объектов труда.