Образовательная программа «Хочу все знать!» направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, развития любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности и постепенности.
Программа комплексная и предназначена для как для развития физических способностей дошкольников, так и для развития когнитивной деятельности при помощи знакомства с окружающим миром. Программа разделена на блоки разной направленности и состоит из четырех основных видов деятельности: формирование элементарных математических представлений, звуковой культуры речи, познания окружающего мира и развитие ловкости и координации движений на ритмике. Выбор данной программы обусловлен актуальностью создания благоприятных условий для полноценной подготовки дошкольников к последующему обучению в школе, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки ребенка к жизни в современном обществе.
Данная программа является ознакомительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Предназначена для реализации на базе подросткового клуба.
Адресат программы – дошкольники 5 – 6 лет. Занятия проходят в группе 10-12 человек, 2 раза в неделю, продолжительность занятий: 2 академических часа по 30 минут с обязательным перерывом в 10 минут. В программу входят занятия по логике (2 раза в неделю по 2 часа) и по ритмике (2 раза в неделю по 2 часа).
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Актуальность программы доказывается социальным заказом, потребностью в альтернативном дошкольном образовании.
Подготовка детей к школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. Многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне. Данную проблему помогают решить занятия в объединении «Хочу все знать!», основной задачей которой является помощь ребенку в получении необходимых знаний, умений и навыков.
Период дошкольного детства – это наиболее благоприятный период для формирования адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. К тому же знакомство с окружающим миром является источником конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые запоминаются ребенком на длительный период. И что важно, дети уже обладают знаниями, однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечеткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков и представлений. Некоторыми способами дошкольники овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут ознакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре. Таким образом, знакомству дошкольников с окружающим миром должно отводиться важное место, поскольку очень важно вырастить детей людьми, умеющими думать и сопереживать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Именно эти задачи решает образовательная программа «Хочу все знать!».
Новизна
Данная программа рассчитана на один год, программа мобильна и вариативна. Все занятия взаимозаменяемые, возможны изменения тем в зависимости от наполнения групп. Два раза в месяц в отведенное время проводятся мероприятия совместно с родителями. Новизна данной программы заключается в создании комфортных условий и соединении различных методик для развития восприятия и раскрытия целостной картины мира, а также развития творческого мышления, памяти и внимания как основы для последующего успешного обучения в школе.
Цель программы –Развить способности каждого ребенка, подготовить к дальнейшему обучению в школе, помочь раскрепоститься.
Задачи:

  1. Сформирование элементарные математические представления.
    • Научить сравнивать объекты по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).
    • Научить понимать и использовать числа как показатели количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей, сравнивать их по количеству, делить на подгруппы, воспроизводить группы предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 10, правильно писать цифры от 0-10, решать логические задачи, решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
    • Устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному – двум признакам.
    • Научить различать геометрические фигуры, называть их, находить сходства и различия методом наложения одной фигуры на другую.
  2. Ритмика:
    • Развить способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
    • Развить специальные музыкальные способности: музыкальный слух (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
    • Развить музыкальную память.
    . Развить двигательные качества и умения:
    • развитие ловкости, точности, координации движений;
    • развитие гибкости и пластичности;
    • воспитать выносливость, развить силу;
    • формировать правильную осанку, красивую походку;
    • развить умения ориентироваться в пространстве;
    • обогатить двигательный опыт разнообразными видами движений.
    • Научить вести себя в группе во время движения, формировать чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Характерные особенностей старшего дошкольного возраста :
Возраст от 5 до 6 лет
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов. Восприятие представляет для дошкольников сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжает совершенствоваться обобщение, что является основой словесно – логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.