Данная программа относится к программам художественно-эстетической направленности. Программа направлена на художественное воспитание личности. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы нужно развивать у детей как можно раньше, так как чувство прекрасного закладываются именно в детстве.
Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети являются не просто сторонними наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Новизна программы состоит в расширении типовой программы за счет введения новых тем.
— «Живопись» — как элемент подготовки к работе с природным материалом.
— «Пластилиновая живопись»
— «Работа со срезом дерева»
Анализ программы позволяет выделить ее отличительные особенности:
- Введение в образовательный процесс интегрированных занятий
- Использование заданий развивающего и творческого характера
- Развитие у детей навыков рефлексии
- Вариативность изучаемых тем
Педагогическая целесообразность заключается в том, что процесс изготовления поделок из природного материала не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и повысит интеллектуальную и творческую активность, дадут возможность взглянуть на окружающий мир глазами создателя.
Цель: Приобщение детей и подростков к художественно-прикладному искусству через овладение навыками работы с природными материалами.
Задачи:
- Ознакомление с новыми видами декоративно-прикладного искусства, раскрытие комплексного характера народного художественного творчества.
- Развитие эмоциональной отзывчивости детей на произведения художественного творчества, формирование основ эстетического восприятия.
- Создание условий для развития свойств и качеств личности, необходимых для жизненной устойчивости, включения в социально-целостную деятельность.
Выполнение данной программы рассчитано на 3 года. Возраст учащихся 7-14 лет.
Группы по 12 человек. Программа предлагает занятия одной группы 2 раза в неделю по 2 час. Основная форма работы: разновозрастные групповые занятия. Учебная нагрузка 4 часа в неделю, 144 часа в год.
К концу 1 года обучения учащиеся должны
Знать:
— Основы техники работы с акварелью, природным материалом.
— Иметь представление о жанрах живописи
— Технику безопасности работы с инструментом
Уметь:
— Различать цвета, смешивать краски, добиваться заданного колера
— Уметь составлять простейший узор в полосе, круге, квадрате
— Делать простые аппликации из бумаги, ткани, кожи
— Использовать способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.
К концу 2 года обучения учащиеся должны
Знать:
— Технику безопасности
— Специальную терминологию (перспектива воздушная и линейная, пропорции, композиция, симметрия, полусфера)
— Виды народных промыслов
Уметь:
— Нарисовать городской и сельский пейзаж с натуры или по памяти, соблюдая воздушную или линейную перспективу
— Создать композицию для натюрморта из реальных предметов по заданному сюжету, по собственному замыслу
— Самостоятельно составлять композицию из семян и срезов растений, засушенных листьев и цветов, соблюдая правила симметрии и цветовых сочетаний
— Уметь различать и использовать конструктивную, скульптурную и комбинированную виды лепки
— Технически грамотно пользоваться инструментами и оборудованием
К концу 3 года обучения учащиеся должны
Знать:
— Основы технологии приготовления соленого теста, окрашивания, сушки, подрумянивания, глазурования, лакирования, оформления мелкими деталями
— Терминологию изучаемого предмета
— Технику безопасности
Уметь:
— Работать с плоскими шаблонами, сделать простейший шаблон
— Украшать готовые изделия рельефом
— Изготавливать сувениры, подарки, элементы украшения интерьера в технике «косы», «венки», «рамки», «решетки»
— Создавать сложные настенные композиции, композиции на сказочные темы.
Способы проверки знаний и умений учащихся:
— Тестирование
— Опрос
— Контрольные занятия
— Участие в конкурсах, выставках, праздниках.
Формы подведения итогов реализации программ:
— Выставки
— Конкурсы
— Открытые занятия