Данная программа является образовательной программой дополнительного образования детей физкультурно-оздоровительной направленности. Она соответствует уровню начального общего и основного общего образования, так как возрастная категория детей, участвующих в реализации программы, от 7 до 15 лет.

Борьба возникла в период первобытнообщинного строя и представляла собой одно из основных средств защиты, позднее преобразовавшись в комплекс осмысленных технических действий, стала самобытным средством физического воспитания. Она была одним из первых видов спорта, включённых в программу Олимпийских игр в Афинах, в 676 г. до н. э., наряду с марафонским бегом, кулачным боем, метанием копья.

На протяжении всего пути  развития спорта в  России мы наблюдаем высочайшие достижения наших борцов на мировой спортивной арене. Имена И.Поддубного, А.Карелина, – стали олицетворением мужества,  целеустремленности, олимпийских побед.

Спортивная борьба – один из популярнейших среди молодёжи видов спорта. Приоритетными в современном образовательном процессе становятся программы, целью которых является улучшение здоровья подрастающего поколения. Занятия борьбой имеют огромное оздоровительное, воспитательное  значение, в полной мере обеспечивают: физическое развитие юных спортсменов, укрепление здоровья, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков,  воспитание волевых качеств и патриотических чувств.

Как известно, школьный урок физкультуры в силу своих организационных и дидактических особенностей не в состоянии обеспечить реализацию потенциальных физических возможностей и способностей ребёнка. С другой стороны, узконаправленная система спортивной подготовки, осуществляемая по линии  детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ),  специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (ДЮШОР) и имеющая основной целью достижение максимально высоких спортивных результатов, не дает возможности заниматься всем желающим. Эту нишу заполняет система дополнительного образования детей и подростков. Таким образом, создание подобных программ  в УДО становится необходимым, что позволяет нам говорить об актуальности  данной программы.

 

Новизна.

Для обеспечения непрерывности образовательного процесса и активного отдыха учащихся в летний каникулярный период педагог организует выезд воспитанников в детский оздоровительный лагерь. Разработан дополнительный план учебно-тренировочных сборов в летний период. Выезд в лагерь осуществляется на добровольной основе, но как показывает практика, родители разделяют точку зрения педагога и дают разрешение на выезд детей для продолжения занятий в условиях экологически чистой зоны.

Используя особенности природного рельефа местности, в программу сборов были введены упражнения из других видов спорта. Таким образом, новизна программы заключается в следующем:

  1. продолжение занятий в форме учебно-тренировочных сборов в летний период на базе детского оздоровительного лагеря;
  2. включение в курс программы плавания, гребли на байдарках, легкой атлетики (кросс по пересеченной местности), туризма (лазания по склонам).

 

Педагогическая целесообразность

Содержание курса строится таким образом, что определенный контингент учащихся (не имеющий высоких потенциальных возможностей) в процессе занятий достигает повышения уровня физического развития, функционального состояния здоровья, динамики спортивно-технических показателей. В то же время, перспективные ребята имеют возможность реализовывать свой потенциал, достигать высоких  результатов. В этой связи представляется чрезвычайно важным желание детей и подростков посещать подобные спортивные объединения, переосмысление отношения подрастающего поколения к физической культуре и спорту.

 

Отличительные особенности

Отличительными особенностями данной программы  является расширение возрастных рамок: 7-15 лет, вместо 8-13лет. Особенностью построения образовательной программы является изучение в ряде случаев одних и тех же тем на разных этапах обучения, но происходит это с различной глубиной погружения в материал. Второй этап обучения опирается в этих случаях на более высокий уровень физиологического развития детей. Он включает в себя тренировки  с увеличением интенсивности общей и специальной физической и  тактической подготовки. Это позволяет достигать высоких спортивных результатов (победы на Всероссийских и  Международных соревнованиях, выполнять нормативы  кандидатов в мастера спорта России).

Аккумулируя курс типовой спортивной программы по греко-римской борьбе, включая наблюдения из личного опыта работы с детьми, учитывая социальный  заказ микросоциума и особенности    системы  дополнительного образования, была создана программа по греко-римской борьбе для занятий  в УДО, рассчитанная на 4 года обучения.

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ данной образовательной программы является – развитие и совершенствование физических способностей и возможностей детей, формирование устойчивых нравственных позиций – как фактор успешной социализации личности ребенка.

Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

обеспечение основ здорового образа жизни;

  • изучение теории и практики греко-римской борьбы;
  • овладение техникой и тактикой борьбы;
  • приобретение опыта участия в соревнованиях;
  • выполнение нормативов 3,2,1 разрядов;
  • организация учебно-тренировочных сборов в летний период;
  • развитие морально-волевых качеств;
  • приобщение к традициям, культурным ценностям Отечества, российского спорта, своего вида спорта;
  • формирование позитивных взаимоотношений в коллективе,
  • отражающие степень единства и сплоченности;

Режим  занятий:

Современный спорт сильно дифференцирован и условно делится на общедоступный и спорт высоких достижений. Программа объединения рассчитана на два уровня:

I уровень:

группа начальной подготовки – 1 год обучения;

учебно-тренировочные  группа – 2 год обучения;

II уровень:

группа  спортивного мастерства – 3,4 год обучения.

 

1 года обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа;

2 год обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа;

3 год обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа;

4 год обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа.

 

В объединение греко-римской борьбы принимаются мальчики, желающие систематически заниматься борьбой, прошедшие обязательный медицинский контроль и  допущенные к занятиям  врачом, что отражено в медицинской справке. Количество детей в одной группе –– 10-12 человек.

Год обучения Возраст учащихся Минимальное кол-во учащихся в группе Кол-во учебных часов
в неделю в год
1 год 7-9 лет 12 4 144
2 год 10-11 лет 12 6 216
3 год 12-13 лет 12 6 216
4год 13-15 лет 1212 6 216

 

Ожидаемые результаты

К концу 1 года обучения учащиеся должны

знать:

  • историю возникновения греко-римской борьбы;
  • технику безопасности во время проведения занятий;
  • основы техники и тактики борьбы;
  • название простых приемов борьбы;
  • основы профилактики травматизма;
  • основы гигиены;
  • основные правила соревнований

уметь:

  • выполнять простейшие гимнастические и акробатические упражнения,
  • упражнения по страховке и самостраховке;
  • переводы рывком за руку, нырком под руку,
  • посадки,
  • броски вращением,
  • простейшие формы борьбы (выведение из равновесия в стойке, перевороты в опасное положение из партера, удержания и уходы из опасных положений)

К концу 2 года обучения учащиеся должны

знать:

  • историю развития греко-римской борьбы, имена олимпийских чемпионов и призеров борьбы;
  • название приемов борьбы;
  • основные связки, суставы, мышцы;
  • основные положения соревнований;
  • классификацию травм;

уметь:

  • применять тактические и практические навыки в учебно-тренировочных и товарищеских схватках;
  • броски маятником, через спину, через бедро;
  • перевороты накатом, ключом, рычагом;
  • простейшие комбинации приемов и контрприемов;
  • основные упражнения из других видов спорта;
  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах конечностей

К концу 3 года обучения учащиеся должны

знать:

  • тенденции развития борьбы на современном этапе;
  • классификацию приемов в стойке и партере;
  • название бросков и их виды;
  • технико-тактические способы подготовки к броскам;
  • упражнения из других видов спорта;
  • основы важнейших систем организма и их функционирование;
  • классификацию травм;
  • основы самомассажа

уметь:

  • в стойке – бросок мельницей, прогибом, задним поясом,
  • в партере – переворот двойным нельсоном, переворот и бросок с захватом плеча и шеи спереди,
  • бросок накатом, бросок обратным поясом;
  • выполнять сложные гимнастические и акробатические элементы;
  • применять тактические и практические навыки в учебно-тренировочных и соревновательных схватках;
  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах головы и конечностей, накладывать шины;
  • выполнять элементы самомассажа

К концу 4  года обучения учащиеся должны

знать:

  • тенденции развития борьбы на современном этапе;
  • классификацию приемов в стойке и партере,
  • название бросков и их виды;
  • технико-тактические способы подготовки к броскам;
  • основы важнейших систем организма  и их функционирование;
  • сложные упражнения из других видов спорта;
  • классификацию травм;
  • технику самомассажа

уметь:

  • в стойке – бросок мельницей, прогибом, задним поясом,
  • в партере – переворот двойным нельсоном, переворот и бросок с захватом плеча и шеи спереди,
  • бросок накатом, бросок обратным поясом
  • выполнять сложные гимнастические и акробатические элементы;
  • применять тактические и практические навыки в учебно-тренировочных и соревновательных схватках;
  • распознавать способы восприятия информации соперником;
  • оказывать первую медицинскую помощь, накладывать шины при переломе конечностей и  повязки при травме головы;
  • делать самомассаж

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Сдача зачетов по блокам;
  • Сдача зачетов по нормативам ОФП и СФП;
  • Сдача нормативов на 2,1 юношеский разряд;
  • Сдача нормативов на 2, 1 взрослый разряд;
  • Сдача нормативов «кандидат в мастера спорта»;
  • Участие в первенстве объединения;
  • Участие в соревнованиях муниципального, регионального, Международного уровня.