В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности, хореографическому.  На современном этапе хореографическое искусство – один из самых популярных (независимо от стилей и направлений) видов искусства, оно доступно каждому здоровому ребенку. Множество детей принимают участие в работе хореографических коллективов, и, благодаря систематическому образованию и воспитанию, обучаемые приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру. Занятия танцем повышают физическую выносливость детского организма, укрепляют здоровье, помогают в коррекции  фигуры.

Приобщение к искусству танца включает в себя как сами занятия, так и ознакомление детей с хореографическим наследием, народным и классическим  танцем, с современной музыкой и направлениями, источниками танцевальной культуры,  самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов, с их красочными костюмами,    образами народной поэзии, музыкально-ритмическим строем мелодий. Наряду с усвоением хореографических дисциплин, для всестороннего и гармоничного развития, обучаемые  изучают историю танцевального искусства в адаптированном для их возраста материале. Гармоничная связь физического  развития детей и нравственного воспитания на  примере источников танцевального искусства  делает данную программу актуальной и педагогически целесообразной.

Данная программа является адаптированной образовательной программой дополнительного образования детей художественной направленности. Она соответствует уровню начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, так как возрастная категория детей, участвующих в реализации программы, от 6 до 17 лет. Срок реализации программы 3 года. Программа разработана по годам обучения, в течение которых ученикам следует усвоить определённый минимум знаний, умений навыков, сведений по хореографии. Учащиеся во время обучения должны получить представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, лёгкости, силе, грации. Ученики, прошедшие определённый курс по данной программе, должны получить также общие сведения об искусстве хореографии, её специфике, особенностях.

Роль педагога-хореографа почётна и ответственна. Педагог должен добиваться точности и чёткости выполнения каждого движения и стремиться повысить техническую сторону танца, приучать на занятиях выполнять движения не чисто технически, а эмоционально, артистично, развивать выразительность и лёгкость. Именно результаты занятия, постановочная работа, репетиции, подготовка концертной программы, наконец, выступления на сцене – являются незаменимым средством воспитательной работы педагога. Помимо воспитательной работы через сам предмет используются и другие формы культурно-просветительной работы: беседы об истории, быте, национальной самобытности разных культур.

Занятия в хореографическом коллективе способствуют выработке правильной осанки, походки, развитию навыков координации движений, корректировке небольших дефектов опорно-двигательного аппарата.

Процесс воспитания наших детей происходит в конкретной культурной среде Саратовской губернии, имеющей обширные культурные традиции. И если понимать под «культурой» не только количество театров и музеев, но и бытовые традиции населения, традиции проведения свободного времени, накопленный веками опыт и знания человечества, то «культура есть условие образования, образование есть условие культуры» (Н.Б.Крылова). Процесс образования ребёнка не возможен вне культуры общества, а конечный результат образования человека является условием для дальнейшего развития культуры. Растущему человеку необходимо сформировать у себя представления о культурном пространстве, своём месте в нём, содержании и характере общения с другими людьми, линии собственного культурного поведения, то есть осуществить процесс самоопределения в культуре.

Самоопределение человека в культуре носит как стихийный, так и целенаправленный характер. Одной из задач педагогов является тактичное регулирование формирования культурных идеалов, ценностей и моделей поведения, поддержка ученика в его поиске путём самореализации различными культурными средствами».

 

Организационно-педагогическая деятельность.

Организация деятельности воспитанников основана на принципах добровольности участия, активности, сознательности, доступности, индивидуальности подхода к каждому ребёнку, тесной связи теории и практики. Обязательным является использование занимательных, игровых элементов.

Занятия в объединении проводятся в шести группах дополнительного образования детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальной подготовленности учащихся.

1 и 2 группы (первый год обучения) младший школьный возраст (6-9 лет). Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа.

4, 5 и 6 группы (второй год обучения) средний школьный возраст (10-12 лет) и подростковый возраст (13-17 лет). Занятия в группе проводятся два раза в неделю по два академических часа.

3 группа (третий год обучения) средний школьный возраст (10-12 лет). Занятия проводятся по два академических часа три раза в неделю.

Количество детей в одной группе 12-16 человек.

Учитывая, что в хореографическое объединение часто принимаются дети без специального отбора, одной из задач педагога-хореографа является исправление дефектов осанки, походки (сколиоз, кифоз, лордоз и др.). Следует обращать внимание на положение всей ноги и стопы в полной и неполной выворотности, чтобы не было наклона в голеностопном суставе ни снаружи, ни внутри.

В зависимости от личностных условий воспитанников, года обучения – педагогом используется разнообразный набор методов и форм воспитания и обучения.

Методы и формы реализации программы.

В построении учебно-воспитательного процесса педагогом используется, в основном, групповая форма работы с детьми и подростками. Однако, возможна и индивидуальная работа. Она связана с отработкой этапов танца, подготовкой сольной партии танца или сольного танца, в ходе подготовки концертных программ к смотрам, фестивалям, конкурсам.

Методы, используемые в работе педагога следующие:

а/ по источнику получения знаний:

  1. Словесный (рассказ, беседа) – передаёт основы знаний о культуре танца, показывает место народной хореографии в системе художественной культуры.
  2. Наглядный – просмотр выступлений творческих коллективов (на видеозаписях, на концертах и т.д.), демонстрация элементов танца педагогом. Поддерживает заинтересованность детей в конечном результате, помогает постичь художественный замысел танца.
  3. Практический – основной способ реализации программы. Позволяет постепенно, от занятия к занятию отрабатывать движения, элементы танца, этюды, полные танцевальные композиции. Используемый совместно с словесным и наглядным, практический метод позволяет развивать творческую активность детей, развивать чувство ритма, слаженности, синхронности.

б/ по уровням познавательной деятельности:

  1. объяснительно-иллюстративный – используется как средство сообщения, осмысления и запоминания информации.
  2. репродуктивный – позволяет отрабатывать заданные элементы танца и этюдов.
  3. проблемный – используется во время творческой деятельности по самостоятельной постановке этюдов и элементов танца.
  4. творческий – позволяет самореализоваться учащемуся в процессе тренировочной, постановочной и концертной деятельности.