Изменения в школьном образовании влекут за собой и изменения в дошкольном образовании, предъявляя к нему все более высокие требования. В системе дошкольного образования происходят серьезные процессы: обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм обучения и воспитания детей, появление авторских программ и методик. Закон об образовании Российской Федерации закрепил право образовательных учреждений на работу по разнообразным адаптированным образовательным программам в сфере дополнительного образования детей.
Известно, что дошкольная пора — старт к развитию личности во многом определяющий дальнейший жизненный путь человека. Это период начальной социализации ребенка, приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей, установления начальных отношений с ведущими сферами бытия — обществом, природой, и с собственным внутренним Я.
Главная отличительная черта этого возрастного этапа — формирование универсальных человеческих способностей, без которых не может состояться человек, как таковой. Именно поэтому данный этап имеет необходимое значение для всего последующего развития человека.
НОВИЗНА программы состоит в решении задачи нового типа обучения дошкольников — развивающего, индивидуально-ориентированного, обеспечивающего максимальную включенность ребенка в практическую деятельность, связанную с его созидательным началом, миром его чувств, эмоций и потребностей, и ведущую к саморазвитию личности.
АКТУАЛЬНОСТЬ этой программы основана на точке зрения тех психологов и педагогов, которые считают данный подход к дошкольному образованию приоритетным, полагая, что используемые возможности дополнительного образования в становлении личности дошкольника очень велики, тем более, что в современных условиях растет количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
СОВРЕМЕННОСТЬ программы основана на решении концепции личностно-ориентированного образования, направленной на удовлетворение важнейших потребностей ребенка и защищающей его право на выбор деятельности, времени и методов.
Для успешного развития творческой и свободной личности педагогический процесс раннего развития детей строится в соответствии с принципами:
- целостности;
- удовлетворения потребностей детей;
- самоактуализации ребенка;
- непрерывности образования.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Комплексная образовательная программа школы раннего развития «Калейдоскоп» предназначена для детей дошкольного возраста (3 – 5 лет) и рассчитана на 2 учебных года.
Авторы программы исходили из того, что важнейшим компонентом образования дошкольников являются формирование опыта их деятельности, эмоционально-экспрессивное развитие, а уж затем формирование системы знаний и умение использовать их как основы, направленные на реализацию первых двух компонентов содержания образования. Этим обосновывается перечень предметов, включенных в учебный план:
1.Развитие речи.
2.Логика.
3.Сказкотерапия.
4.Английский язык.
5.О.Ф.П.
6.Изодеятельность.
7.Танцы.
8.Лепка
Занятия по данным направлениям позволят решить не только задачу развития детей, но и, что очень важно, удовлетворить их потребности в различных видах деятельности (игра, проектирование, рисование, различные виды познавательной деятельности, общение с детьми и взрослыми).
Число обучающихся в группе тесно связано с психическими и возрастными особенностями детей и составляет 8 – 10 человек.
Продолжительность одного занятия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами составляет 20-30 минут.
Перечень предметов может варьироваться в зависимости от социального запроса (учитывая пожелания родителей) и кадрового обеспечения образовательного процесса.
Занятия строятся следующим образом:
1-ый год обучения развитие речи – 2 раза в неделю;
возраст 3-4 года сказкотерапия – 2 раза в неделю;
логика – 1 раза в неделю;
английский язык – 2 раза в неделю;
танцы – 1 раз в неделю;
лепка – 1 раз в неделю;
ОФП – 1 раз в неделю;
труд – 2 раза в неделю;
тренинг – 1раз в неделю;
ИЗО – 1 раз в неделю;
музыка – 2 раза в неделю.
ИТОГО 16 занятий в неделю за 4 учебных дня.
2-ой год обучения развитие речи – 2 раза в неделю;
возраст 4-5 лет сказкотерапия – 2 раза в неделю;
логика – 2 раза в неделю;
английский язык – 2 раза в неделю;
ИЗО – 1 раза в неделю;
танцы – 1 раз в неделю;
лепка – 1 раз в неделю;
музыка – 2 раза в неделю;
тренинг – 1 раз в неделю;
ОФП – 1 раз в неделю;
труд – 1 раз в неделю.
ИТОГО 12 занятий в неделю за 3 учебных дня.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
В соответствии с функциями учреждения дополнительного образования детей и основными положениями Концепции дошкольного образования определена цель данной комплексной образовательной программы:
развитие психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и творческих способностей детей через овладение ими ведущими видами деятельности.
Для реализации данной цели обучение ведётся по комплексной программе, в которой программы различных курсов дополняют друг друга, взаимодействуют между собой и решают задачи необходимые для реализации данной программы.
Основными задачами курса «Сказкотерапия» являются:
- развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);
- развитие умений и способов мыслительной деятельности;
- развитие эмоциональной экспрессии.
Эти задачи решаются через знакомство дошкольников с пространственными и временными отношениями, через использование моделей и систем, через решение различных задач, направленных на развитие логического мышления, умение классифицировать, систематизировать, сопоставлять. Важнейшими компонентами занятий являются тренинговые упражнения.
Задача курсов «Изодеятельность», «Лепка» — развитие эмоциональной сферы и креативного мышления ребенка, что, в свою очередь, способствует развитию важнейших качеств, которые представляют собой основу будущего становления личности — эмпатию и рефлексию. Именно включение ребенка в различные виды творческой деятельности решают задачи развития восприятия и воображения, закладывают основы творческих способностей личности. Данный курс предусматривает овладение детьми художественными знаниями, умениями, навыками, которые группируются вокруг следующих тем: цвет, линия, форма, пропорция, пространство, ритм, композиция, что, в свою очередь, имеет большое значение для развития художественных и интеллектуальных способностей дошкольников.
Курс «Развитие речи» имеют своей целью не обучение письму, а создание интереса к звучащей речи и знаковой системе языка посредством приобщения к исследовательской деятельности в сфере русской словесности и письменности. В процессе реализации данного курса решаются следующие задачи: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; расширение лексического запаса; развитие слухового внимания и зрительной памяти; совершенствование общей и мелкой моторики; развитие творческой фантазии и воображения.
Изучение английского языка является продолжением формирования у ребенка языковой культуры, помогает в решении проблем нравственного становления, являясь одним из условий активизаций и обогащения интеллектуального развития ребенка.
Программа « Английского языка» на этапе раннего развития базируется не на механическом заучивании слов, фраз, предложений, а на сравнении и анализе явлений родного и иностранного языков, что позволяет развивать лингвистические способности и формировать способности к языкам. Страноведческий материал, используемый на занятиях, помогает развитию интереса и уважения к культуре своего и других народов.
Танцевальная деятельность детей направлена на воспитание у ребенка чувства гармонии с окружающим миром — звуком, цветом, действием; формирование убеждения в том, что все вокруг прекрасно и гармонично.
Поставленные задачи решаются через овладение разнообразными формами движения под музыку, развитие музыкального слуха, чувства ритма, умения воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как темп, владение своим телом, ощущениями, способность в движении воссоздавать цвет и звук, свои эмоции. Использование стихотворений на занятиях по музыкально-ритмическому направлению позволяет соединить воедино звук, слово, действие, образ, что и дает ребенку ощущение гармонии и красоты окружающего мира, возможность занять в нем свое место. Большое внимание на занятиях по музыкально-ритмическому направлению уделяется импровизации и имитации.
На всех занятиях красной нитью проходит развитие эмоционально-экспрессивной сферы детей.
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому основными задачами математического развития дошкольников в курсе «Логика» являются: формирование мотивации учения; увеличение объёма внимания и памяти; развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей; развития речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА.
Организация работы психологической службы, которая является системой практического использования психологии для решения комплексных задач диагностики, консультации, работы с детьми и родителями, реабилитационной работы, — одно из важнейших условий, помогающих в решении задач раннего развития.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Школа раннего развития создает необходимые условия для успешного освоения обучающимися образовательных программ посредством целенаправленной организации образовательного процесса, выбора оптимальных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания. В основе образовательного процесса лежат педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, сотрудничества и сотворчества, игровые технологии, а также методы развития познавательной активности дошкольников:
- игровые,
- проектные,
- эвристические.
Игровой метод является одним из основных методов, применяемых в период раннего развития, и предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими.
Чаще всего игровой метод включает в себя разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами, имитацию действий и движений, элементы соревнования, прятанья и поиск предметов.
Игра на этом этапе является не только методом, но и формой организации педагогического процесса, основным видом деятельности детей.
Проектирование, включенное в педагогический процесс, также как и игра — как вид деятельности, форма и метод организации педагогического процесса, способствуют развитию самоощущения, самовыражения и овладению различными видами деятельности.
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.
На первом этапе педагоги проводят диагностику освоения обучающимися образовательных программ по различным направлениям деятельности в соответствии с задачами каждого курса. Следует отметить, что целью диагностики на этом этапе является отслеживание динамики развития ребенка, а не определения уровня его развития.
На втором этапе диагностика проводится психологом. Она включает в себя три направления отслеживания результатов образовательного процесса (в соответствии с моделью выпускника дошкольного образовательного учреждения):
- интеллектуальное развитие;
- личностное развитие;
- социальное развитие.
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Основные результаты развития ребенка:
- преобладание познавательных интересов и мотивов, связанных с интересом к миру взрослых;
- умение подчинить свои мотивы групповым интересам;
- сформированность положительного отношения к окружающим моделям;
- проявление таких качеств, как отзывчивость, сопереживание, дружелюбие]
- умение оценивать поступки и события (хорошо-плохо, правильно-неправильно, честный-нечестный, правда-неправда, добрый-злой и т. д.); .
- умение разрешать возникающие споры и конфликты;
- умение принимать цель другого человека;
- умение ставить свою цель и руководствоваться ею в процессе деятельности;
- сформированность навыков самоконтроля в деятельности.
Основные результаты социального развития ребенка:
- активность в общении;
- умение строить общение с учетом ситуации;
- умение легко входить в контакт с детьми и педагогом;
- умение пользоваться формами речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками;
- умение вступать в диалог, поддерживать его (задавать вопросы и отвечать на них) и завершить;
- желание идти в школу;
- готовность выполнять правила школьной жизни;
- стремление к опосредованному общению со взрослыми (с учетом социальной позиции взрослого);
- сформированность мотивационного предпочтения школьных видов деятельности (не игра, а познавательная, конструктивная и изобразительная деятельность).
Основные результаты интеллектуального развития ребенка:
- умение понимать, удерживать в памяти и воспроизводить цели какой-либо деятельности;
- умение пользоваться приемами запоминания (классификация, смысловое соотношение и т. п.);
- умение направлять и удерживать внимание в соответствии с целью деятельности;
- умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой, с одного этапа деятельности на следующий; способность на длительный период удерживать внимание в процессе умственной деятельности;
- умение классифицировать предметы и явления по различным их признакам;
- умение объединять предметы и явления по существенным признакам и обозначать их обобщающим словом;
- умение устанавливать сходство и различие предметов и явлений;
- способность выделять структурные элементы предметов и явлений и объединять их в целое;
- использование различных способов создания образов;
- способность к созданию оригинальных образов, применяемых в действительности;
- умение слушать и понимать речь окружающих (взрослых и сверстников);
- умение ясно и последовательно выражать свои мысли, используя различные виды предложений;
- умение пользоваться обобщающими словами, эпитетами, синонимами;
- умение составлять разные виды рассказов (рассказ-описание, рассказ по картине, рассказ из опыта, сочинение сказок);
- умение правильно составлять предложения, делить простые предложения на слова, слова на слоги;
- владение навыками звукового анализа (находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове).