Данная программа является адаптированной образовательной программой художественной направленности. Она соответствует уровню начального общего и основного общего образования, так как возрастная категория детей, участвующих в реализации данной программы, от 6 до 15 лет.

Велико воспитательное значение народного декоративно-прикладного искусства. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи.

Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национального богатства. Именно поэтому, решая задачи ознакомления детей с народно-прикладным искусством, за основу берётся ознакомление детей с широко известной в нашей стране и за рубежом глиняной дымковской игрушкой, а также филимоновской, каргопольской и изделиями гжельских мастеров. Яркие, красочные, жизнерадостные игрушки представляют собой высокие образцы народного искусства, искусства близкого и понятного детям, вносящего в их жизнь радость и красоту. Возникшие в глубокой древности, они сохранили до наших дней свою прелесть. В этих игрушках отразилась душа нашего народа, его художественный вкус, педагогическая мудрость, неистощимая фантазия и высокое мастерство. Знакомясь с образцами декоративно-прикладного искусства, дети приучаются узнавать и любить его, испытывают эстетическое удовольствие от общения с ними, желание самим попробовать что-то сделать – это позволяет сделать вывод об актуальности данной программы.

Веселый и праздничный мир игрушек – неисчерпаемый источник для пробуждения детской фантазии и творчества. Особенности глиняной игрушки – лаконизм, гармония формы с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей, импровизация в росписи – служат образцами для творчества, самопознания и самореализации обучающихся, что позволяет говорить о новизне программы.

Педагогическая целесообразность заключается в широком привлечении учащихся  к знакомству с историей русского народно-прикладного творчества,  воспитания эстетического вкуса, чувства прекрасного, развитии чувства пластики, ритма, пропорциональности, наблюдательности, фантазии,  мелкой моторики, все это способствует интеллектуальному развитию ребенка, позволяет добиться высокой результативности.

 Организационно-педагогическая деятельность.

Занятия в объединении проводятся с учётом возрастных особенностей детей. Занятия проводятся в 3 группах.

1 группа (1 год обучения) младший школьный возраст (6 – 9 лет).

1 группа по 4 часа в неделю.

2 группа (2 год обучения) подростковый возраст (10 – 15 лет).

2 группа по 6 часов в неделю.

3 группа (3 год обучения) подростковый возраст (10 – 15 лет)

3 группа по 6 часов в неделю.

Количество детей в 1 группе 10 – 12 человек.

Продолжительность занятий:

Группа 1 года обучения занимается 2 раза в неделю по 2 академических часа (45 x 2).

Группы 2 и 3 года обучения занимаются 3 раза в неделю по 2 академических часа (45 x 2).

Программа составлена таким образом, чтобы учитывать возрастные,  психологические, интеллектуальные и индивидуальные особенности ребенка.

В зависимости от этого и от содержания изучаемого материала подбираются формы и методы работы с детьми и подростками.

 Методы и формы реализации программы.

В работе с детьми педагогом используется, преимущественно, групповая и индивидуальная формы. Индивидуальная работа связана с подготовкой выставочного материала.

В работе с детьми педагог использует следующие методы организации учебной деятельности:

По источнику получения знаний:

  1. Словесный (рассказ, беседа) передаёт основы знаний о культуре и быте русского народа, показывает место народного декоративно-прикладного искусства в системе национальной культуры.
  2. Наглядный – детям даётся возможность рассмотреть со всех сторон фигурку, вылепленную и раскрашенную педагогом, предлагается цветная технологическая карта изготовления данной игрушки, показывается иллюстративный материал из книг и альбомов. Всё это поддерживает заинтересованность детей в конечном результате своей деятельности.
  3. Практический – основной способ реализации программы позволяет развивать мелкую моторику рук, творческую активность, художественный вкус, креативные навыки учащихся.

Работа педагога несёт в себе функцию развития креативных навыков, приобретения детьми не только практических умений по вылепливанию игрушки, её росписи в различных стилях (дымковская, каргопольская, филимоновская, гжель), но и теоретических знаний по народному декоративно-прикладному творчеству; именно результаты занятия, подготовки игрушек, открытые выставки, интегративные уроки являются незаменимым средством воспитательной работы. Помимо воспитательной работы через сам предмет, используются попутно и другие формы культурно-просветительской работы: беседы по истории, о быте, о национальной самобытности нашей культуры.

По уровням познавательной деятельности используются следующие  методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.

К концу первого года обучения дети должны уметь лепить игрушки из одного куска глины, из частей. В нужных местах детали вытягивать изгибать, расплющивать, примазывать, используя стеку. Уметь отличать один промысел от другого.

К концу второго года обучения дети должны уметь лепить игрушки по образцу и иллюстрациям, проявлять творческую инициативу и лепить по замыслу. Изготавливать игрушки – свистки, лепить фигурки в движении, создавать единую композицию из нескольких работ. В росписи игрушек использовать только те узоры, которые характерны для данного вида промысла.

К концу третьего года обучения дети должны уметь лепить разными способами (кольцевой, щипковый, из глиняных пластин) из целого куска глины и по частям, лепить игрушки по образцу, иллюстрации; проявлять творческую инициативу и лепить по замыслу. Отличать один промысел от другого, знать характерные особенности каждого вида.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ:

Эстетическое воспитание и развитие личности учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства.

 ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить детей с историей и традициями русских народных промыслов.
  2. Способствовать приобретению навыков в таких видах народного прикладного искусства как лепка, роспись.
  3. Развитие творческого  потенциала, чувства пластики, ритма, пропорциональности, художественного вкуса, наблюдательности, фантазии,  восприятия формы и объема.
  4. Формировать восприятие прекрасного, воспитывать умение работать в коллективе.