Главной целью художественного образования является формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям. А изобразительное искусство – это один из наиболее прекрасных способов познания окружающего мира.

Чтобы понимать искусство, необходимо освоить его язык, разобраться в его видах и жанрах. Программа рассматривает изобразительное искусства как живой, творческий процесс, как средство эстетического развития и самовыражения.

Программа имеет гибкую структуру. Для лучшего усвоения материала учитель грамотно чередует основные виды занятий, которыми являются: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа (изучение народного и современного искусства), лепка и беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Занятия проводятся в течение всего учебного года с учетом интересов учащихся и особенностей времен года.

В основу программы положены следующие принципы:

– тематического планирования учебного материала с учетом интересов детей и их возрастных особенностей;

– единства воспитания и образования, обучение творчеству и сочетание практической работы с искусствоведением;

– ярко выраженной познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве»;

– соблюдения преемственности в изобразительном творчестве разновозрастных групп;

– системы межпредметных связей (литература, история, математика, биология, музыка, труд), что позволяет почувствовать практическую направленность занятий изобразительным искусством, их связь с жизнью.

Для  выполнения творческих заданий в студии дети знакомятся с разнообразными художественными материалами и способами их использования: карандаши, акварель, гуашь, восковые мелки, акриловые краски, масляная пастель, сангина, уголь, тушь, краски по ткани, краски по стеклу, масляные и гелевые ручки, маркеры и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

Новизна данной программы состоит в использовании на практических занятиях принципа различного способа восприятия  предметного мира  и отображения его в искусстве. Речь идет о различных способах изображения реального мира: реалистическое изображение (задания с использованием законов перспективы, пропорций, конструкции, светотени; например, творчество К.Брюллова, И.Репина, Леонардо да Винчи); декоративное изображение (задания, в которых используются законы упрощения, обобщения, стилизации предметов и пространства: например, творчество И. Билибина, И. Машкова, И. Босха); абстрактное изображение (когда стилизация доходит до критического упрощения, трансформации, деформации т.е. полного исчезновения реальных пропорций и контуров; например, творчество В. Кандинского, А. Лентулова, Л. Филонова). С давних времен эти три различные системы художественного восприятия и отображения реального мира существовали одновременно или сменяли друг друга.

Актуальность данной программы состоит в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес детей и их родителей к изобразительному искусству и ответом на социальный заказ как раз и является данная программа, которая учит детей рисовать, развивает их творческие способности, умение видеть мир прекрасным, удивительным и многогранным, дает возможность каждому ребенку раскрыть индивидуальность.

Программа рассчитана 3 года обучения для детей от 6 до 18 лет. Количество учащихся в одной группе первого года обучения не более 10 человек, так как в процессе занятий преподавателю необходимо постоянно контролировать и уделять внимание каждому ребенку (индивидуальный подход).

Занятия в студии проводятся с учетом возрастных особенностей и проходят 2 раза в неделю для каждой группы продолжительностью 1,5 часа (2 занятия по 45 минут). Форма занятий – групповая, коллективная, индивидуальная.

Примерный тематический план не является инвариантным. Он дает руководителю студии лишь принципы распределения учебного материала и времени на год. В каждом случае руководитель должен исходить из основных задач, стоящих перед коллективом на данный год и тогда план составляется отдельно для конкретной группы по разделам программы.

Цели и задачи программы

 Цели:

– формирование духовной культуры личности;

– приобщение к общечеловеческим ценностям;

– изучение национального культурного наследия;

– овладение мастерством изобразительного искусства.

Задачи:

 Воспитательные:

– воспитание эстетического чувства и понимания прекрасного;

– воспитание интереса и любви к искусству;

– создание атмосферы радости детского творчества;

– оказание помощи в формировании личности, в духовном воспитании ребенка.

Развивающие:

– развитие изобразительных и творческих способностей ребенка;

– развитие интереса к познанию, к самообразованию;

– формирование художественного вкуса;

– развитие воображения, пространственного мышления у детей.

Обучающие:

– овладение  знаниями  элементарных  основ реалистического рисунка (формирование навыков  рисования с натуры, по памяти и представлению);

– обучение основным принципам организации декоративной композиции, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и лепки.