Данная программа является адаптированной образовательной программой дополнительного образования детей танцевально-художественной направленности. Она соответствует уровню основного общего и среднего (полного) общего образования, так как возрастная категория детей, участвующих в реализации программы, от 6 до 17 лет. Образовательная программа рассчитана на 3 года обучения.
Программа соответствует современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (доступности, результативности), формах и методах обучения (учебно-тренировочных занятиях, репетициях, выступлениях и т.д.), методах контроля и управления учебным процессом (анализе результатов деятельности детей).
Основной целью учебно-воспитательной работы объединения является приобщение детей к искусству хореографии.
Обучение проводится в три этапа.
Первый этап – освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов историко-бытовых и народных танцев, партерная гимнастика.
Второй этап – совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического экзерсиса (как основы правильного физического развития и ритмического воспитания ребенка), движений и этюдов народного танца, знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации. На данном этапе обучения начинается постановочная работа объединения по принципу от простого к сложному.
Третий этап – совершенствуя знания и навыки, учащиеся активно усваивают репертуар объединения, который соответствует исполнительским возможностям и возрастным особенностям учащихся. Идет интенсивное пополнение знаний классического, народного, современного, историко-бытового танцев, усваиваются навыки актерского мастерства и сценического движения.
Актуальность данной программы состоит в доступности обучения всем желающим, не зависимо от физических данных и не требующей специальной подготовки, а также в возможности развития и творческой самореализации личности через искусство танца.
Педагогическая целесообразность
Содержание программы строится таким образом, что учащиеся, не имеющие высоких потенциальных возможностей, в процессе занятий достигают повышения уровня исполнительского и актёрского мастерства, гармонично физически развиваются. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, формирования его художественного «Я», гармоничного духовного и физического развития. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. В этой связи представляется чрезвычайно важным желание подрастающего поколения посещать подобное объединение УДО.
Новизна программы состоит в соединение танцевального искусства и театрального, в создании мини спектаклей, тематических зарисовок, стилизованных композиций.
Организационно-педагогическая деятельность.
Занятия в объединении проводятся с учетом возрастных особенностей детей. Количество детей в группах – 8-11 человек.
Занятия в каждой группе проводятся:
I группа: возраст учащихся 6-7 лет, занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа;
II группа: 8-10 лет, занятия 3 раза в неделю по 2 академических часа;
III группа: 10-13 лет, занятия 3 раза в неделю по 2 академических часа;
IV группа: 14-17 лет, занятия 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Годобучения | Возрастучащихся | Минимальное количествоучащихся в группе | Количество учебныхчасов | |
в неделю | в год | |||
1 год | 6-7 лет | 8 учащихся | 4 | 144 |
2 год | 8-10 лет | 11 | 6 | 216 |
3 год | 10-13лет | 10 | 6 | 216 |
3 год | 14-17лет | 10 | 6 | 216 |
Ожидаемые результаты.
К концу 1 года обучения учащиеся должны
знать:
- истоки русского танцевального искусства;
- I, II, III, VI позиции ног;
- правая и левая сторона;
- основные термины по хореографии;
- основные движения классического экзерсиса;
- основные элементы и положения в русском народном танце;
- понятия: «счет», «слабая» и «сильная доля» в музыке
уметь:
- исполнять основные движения экзерсиса;
- поднимать руки из подготовительного положения вверх с опусканием через стороны вниз (I port de bras);
- двигаться по рисункам танца: круг, шеренга, линия, полукруг и т.д.;
- исполнять элементы русского народного танца;
- двигаться в соответствии с характером и ритмическим рисунком музыки;
- делать движения партерной гимнастики.
К концу 2 года обучения учащиеся должны
знать:
- историю развития танцевального искусства от древних цивилизаций до XX века;
- некоторые русские народные традиции, обряды и сопутствующие им танцы (хороводы, колядки, потешки);
- основные движения белорусского, украинского танцев;
- некоторые элементы историко-бытового танца: па галопа, па польки, променад, pas de bourrée;
- основной догмат хореографии: любой танец есть эмоциональное пластическое выражение музыки;
- понятия: «художественный образ», «актёрское перевоплощение»
уметь:
- исполнять движения классического экзерсиса, соответствующие 2-му году обучения;
- исполнять прыжки: sauté, pas échappé, changement de pieds, sissonne simple, pas glissade и прыжковые комбинации;
- исполнять I, II, III, V port de bras;
- исполнять разученные элементы белорусского, украинского танцев;
- исполнять изолированные движения на овладение техникой мышечного напряжения и расслабления;
- исполнять комбинации движений на координацию;
- пользоваться элементами актёрской техники;
- передать в поставленных танцах характер и смысл задуманной идеи.
К концу 3 года обучения учащиеся должны
знать:
- историю развития танцевального искусства XX века и в наши дни;
- национальные особенности русского народного танца, история русского костюма;
- национальные отличия русского танца от танцев других народов;
- понятия: «по линии танца», «против линии танца»;
- основные ходы историко-бытовых танцев: вальсовая дорожка, шаги к танцу «Па де грасс», «Гросфатер», pas chassé, шаг полонеза;
- элементы техники актёрского мастерства
уметь:
- исполнять движения классического экзерсиса, соответствующие 3-му году обучения, некоторые элементы исполнять на полупальцах;
- учить позы arabesque (I, II, III);
- в разделе allegro добавляются: pas sissonne fermée, pas sissonne ouverte;
- делать тур из V позиции en dehors, en dedans;
- соединять изолированные движения в комбинации;
- исполнять движения партерной гимнастики;
- передать в поставленных и ранее изученных танцах характер, настроение и замысел постановки;
- владеть актёрским мастерством
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Проведение открытых уроков в конце учебного года;
- Проведение отчетных концертов коллектива:
- Участие в мероприятиях УДО, района, города;
- Участие в Межрегиональном фестивале-конкурсе
Цель и задачи образовательной программы
Основной целью данной образовательной программы является приобщение детей к искусству хореографии, а также развитие и совершенствование физического состояния учащихся, воспитание их эстетического вкуса.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
Образовательные задачи:
- Обучить детей основам классического и народного танцев.
- Прививать учащимся основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе.
3.Организовать постановочную работу по созданию репертуара коллектива, включение в концертную деятельность объединения дополнительного образования.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у участников коллектива ответственность к порученному заданию, серьёзное отношение к занятиям, трудолюбие, терпение, навыки общения в коллективе.
- Воспитывать у детей чувство патриотизма, потребности в изучении родной культуры: мелодий, песен, традиций, танцев, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности.
- Воспитывать уважение к культуре и быту других народностей, изучать обычаи и танцы разных народов как богатейшую палитру хореографического искусства.
Развивающие задачи:
- Развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность исполнения движений.
- Развивать правильную осанку.
- Развивать у учащихся чувство ритма, музыкального слуха, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения.
- Развивать артистичность и эмоциональную выразительность исполнителей.