Футбол — наиболее доступное, а следовательно, массовое средство физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Эта поистине народная игра пользуется популярностью у взрослых, юношей и детей, а в последнее время ей уделяют внимание девушки.

              Футбол – подлинно атлетическая игра. Она способствует развитию быстроты, силы, ловкости, выносливости и прыгучести. В игре футболист выполняет чрезвычайно высокую по нагрузке работу, что способствует повышению уровня функциональных возможностей человека, воспитывает морально-волевые качества. Разнообразная и большая по объему двигательная деятельность на фоне растущего утомления требует проявления волевых качеств, необходимых для поддержания высокой игровой деятельности. Поскольку тренировки и соревнования по футболу проходят почти круглый год, в самых различных, нередко резко меняющихся, климатических и метеорологических условиях, эта игра способствует и физической закалке, повышению сопротивляемости организма и расширению адаптационных возможностей.

Эмоциональные особенности позволяют использовать игру в футбол или упражнения в технике владения мячом в качестве средства активного отдыха.

Естественно, для осуществления этих задач требуется специальное методическое пособие, которое имело бы своей целью помочь преподавателям физкультуры, студентам факультетов физической культуры увлекательно наладить работу с детьми для занятий по футболу. Это пособие и написано с учетом этих требований.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является образовательной программой дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности. Она соответствует уровню начального общего, основного общего и среднего образования, так как возрастная категория детей, участвующих в реализации данной программы, от 6 до 17 лет.

Приоритетными в современном образовательном процессе становятся программы, целью которых является улучшение здоровья подрастающего поколения. По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Исходя из этого, ведущей задачей воспитания должно стать воспитание нравственно и физически здорового гражданина, способного взять на себя ответственность за будущее нашей страны.

Футбол является одним из самых популярных у школьников видом спорта, поскольку обладает множеством специфических качеств, позволяющих практически каждому ребенку, порой даже с невысоким уровнем физической подготовленности и средним уровнем развития двигательных способностей, овладеть основами этой увлекательной и полезной для здоровья игры. В рамках школьных уроков физической культуры педагог не всегда может освоить программный материал по футболу и, как правило, ученики лишь поверхностно овладевают основами техники игры, при этом, желая более детально постичь ее за пределами школы. Однако в силу социально-экономических проблем в республике идет процесс сокращения спортивных школ, в том числе и по футболу, поэтому в данной ситуации должна резко возрасти роль школьных спортивных секций. Приводимый ниже подход к организации секционных занятий в школе является основой для планирования и проведения учебно-тренировочного процесса по футболу.

Организационно- педагогическая деятельность

Занятия в объединении проводятся с учётом возрастных особенностей детей и степени их подготовленности.

Группы первого года обучения — младший школьный возраст (6–8 лет).- Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Группы второго года обучения – младший школьный возраст (9-10 лет).

Группы третьего года обучения – подростковый возраст (11-13 лет).

Группы четвёртого года обучения – подростковый возраст (14-15 лет).

Группы пятого года обучения – юношеский возраст (16-17 лет)

Продолжительность занятий в группах 2, 3, 4, 5 года обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа.

Количество детей в одной группе 12 – 15 человек.

Группы обучения проходят три этапа подготовки:

  1. 1 В группах начальной подготовки (дети 7-10 лет) особенное внимание уделяется общей физической подготовке и укреплению здоровья и физических возможностей детей.
  2. В учебно-тренировочных группах (дети 10-15 лет) ребята приступают к углубленному изучению техники и тактики игры в футбол.
  3. Группы спортивного совершенствования (16-17 лет) существуют чтобы довести физические умения и качества воспитанника до совершенства, до уровня игрока взрослой команды.

В рамках деятельности групп начальной подготовки ставятся задачи:

особенное внимание уделяется общей физической подготовке и укреплению здоровья и физических возможностей детей. В таком возрасте особенно хорошо развивается ловкость, гибкость, координация движений. Ребята обязательно выполняют разминку, в которую входят упражнения с элементами акробатики, гимнастики, легкой атлетики. В программу включена растяжка, упражнения на пресс, подтягивания, отжимания, прыжки через скакалку. Дети играют в подвижные игры — ручной мяч, волейбол, салки. Устраиваются эстафеты.

В каждой игре содержатся элементы, которые обязательно пригодятся ребятам и в футболе. Так, ручной мяч и волейбол, к примеру, учат их взаимодействовать друг с другом в команде, развивают прыжковые навыки и др. И конечно, ребята учатся управлять мячом, чувствовать его. Выполняются такие упражнения, как ведение мяча, чеканка и. т. д.

На этом этапе стоит задача подготовить ребят к дальнейшим, более сложным нагрузкам, помочь воспитанникам освоить навыки коллективной игры в футбол, познакомить с основами техники и тактики футбола. Также в этот период тренер выявляет самых способных ребят. Главные методы обучения на начальном этапе — это рассказ, объяснение, показ технического приема или действия. Сначала тренер демонстрирует правильное выполнение, затем поясняет основные моменты, после чего детям предлагается попробовать самим выполнить упражнение. Разбираются ошибки, и упражнение повторяется, повторяется, повторяется…

Два раза в год ребята сдают нормативы — в конце сезона и перед его началом: прыжок с места, стометровка, обегание стоек, отжимания для девочек, подтягивания для мальчиков, упражнения на пресс. Могут быть специальные упражнения, например прыжки со скакалкой для вратаря.

Второй этап – углубленное изучение техники и тактики футбола.  Здесь стоит задача  — совершенствовать мастерство игроков, изучать с ними дополнительные технические приемы, а кроме того — научить их применять усвоенную технику в игре, умению мыслить, выполнять стратегические задачи. Ребята много занимаются общей физической подготовкой, выполняют упражнения по развитию специальных двигательных качеств, то есть нужных именно для футбола — координационных, силовых, скоростных.

В процессе занятий ребята прорабатывают различные комбинации ситуаций на поле и их решение, совершенствуют навыки коллективной игры. Много внимания уделяется сыгранности и взаимопониманию в команде. На этом этапе уже определяются роли игроков на поле, и в соответствии с этим делается упор на качества, присущие специализации игрока. К примеру, особые упражнения для вратарей. А также проводятся теоретические занятия. Например, упражнения, напоминающие настольную игру, с размещением фигурок игроков на поле, разработкой стратегии игры.

Нормативы для этой группы  следующие : ОФП, подтягивание, прыжок с места, тест Купера (12-минутный бег), удар на дальность, удар на точность (5 попыток в ворота), обводка стоек на скорость (вратарь водит мяч рукой).

С 10 лет ребята начинают участвовать в  соревнованиях.  Перед игроками уже ставятся конкретные задачи, и производится разбор игр.

На этапе спортивного совершенствования  задача довести физические умения и качества воспитанника до совершенства, до уровня игрока взрослой команды. Ребята усиленно выполняют упражнения для улучшения физической подготовки. Особый акцент делается на скорость, силу, выносливость. В игровой форме футболисты все более совершенствуют технико-тактические умения, большое внимание уделяется поведению игрока на поле в соответствии со специализацией и внутрикомандному взаимодействию. И очень важный момент — воспитание волевых качеств игрока: смелости, находчивости, самообладания, умения принимать решения. Ну и, конечно, также проводятся теоретические занятия. В некоторых школах старшие особо одаренные воспитанники могут уже играть в дубле профессиональных команд.

Ожидаемые результаты

К концу начального этапа обучения учащиеся должны освоить  навыки коллективной игры в футбол, познакомить с основами техники и тактики футбола

К концу второго этапа обучения учащиеся должны освоить  дополнительные технические приемы, а кроме того — научиться  применять усвоенную технику в игре, уметь мыслить, выполнять стратегические задачи, выполнять упражнения по развитию специальных двигательных качеств, то есть нужных именно для футбола — координационных, силовых, скоростных.

Наконец, к концу третьего этапа довести физические умения и качества воспитанника до совершенства, до уровня игрока взрослой команды.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ: Развитие духовных и физических способностей детей и подростков в процессе изучения футбола и на этой основе укрепление их здоровья, приобщение к здоровому образу жизни.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. Приучить воспитанника к здоровому образу жизни.
  2. Обучить технике и тактике футбола.
  3. Довести физические умения и качества воспитанника до уровня игрока взрослой команды.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственно и физически здорового гражданина.

Развивающие:

  1. Развивать скорость реакции, физическую силу, быстроту, выносливость, ловкость, силу воли.