Программа «Волшебство умелых рук» относится  к программам  художественной  направленности.   Декоративно-прикладное искусство – особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении веков. Земля наша всегда славилась своими ремёслами, добрыми мастерами. В наследие нам досталось богатое самобытное искусство: каменные храмы, деревянное зодчество, бисероплетение, керамика, кружевоплетение и многое другое. Народное искусство родилось и живёт на нашей земле. Это наша история, духовная жизнь поколений, поэтому наследие мастеров имеет огромную ценность.

Занятия по данной  программе  дают возможность познакомить детей с богатым, разнообразным искусством нашей родины. Изделия прикладного творчества, сохраняя черты отдалённых веков, вносят в современность своеобразную красоту прошлого. Вышивка, бисероплетение, изделия из бумаги, мягкая игрушка содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались мастерами и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, преданиям.

Современная действительность такова, что востребованным становится человек, который может нестандартно мыслить. Умеет творчески подходить к решению актуальных проблем и  ситуаций. Умеет делать жизнь интересной, яркой, красивой, не только для себя, но и для окружающих его людей. Воспитать такого человека без приобщения его к декоративно-прикладному искусству невозможно.

Человек, умеющий создавать красоту своими руками, всегда будет востребован в жизни. Украсит дом и одежду вышивкой. Сошьёт для себя, а в будущем для своих детей мягкую игрушку. Сплетёт украшение из бисера. В жаркую погоду сделает из газеты пилотку от солнца, из листа бумаги -стаканчик для воды. А кто-то сможет создать такой шедевр, что его будут показывать в лучших музеях мира. В настоящее время многие выпускники вузов не могут найти работу по специальности. Умение создавать изделия декоративно-прикладного направления вполне могут помочь в открытии своего дела.  Всё это свидетельствует о несомненной актуальности данной программы.

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей  учащихся  посредством освоения различных техник декоративно-прикладного искусства, формирование  художественно-творческой активности.

Задачи программы:

1.Образовательные:

– научить работать в различных техниках декоративно-прикладного   творчества,

– обучить навыкам и умениям работы с различными материалами  и инструментами.

  1. Воспитательные:

– воспитать культуру поведения, культуру общения, умение работать в коллективе,

– воспитать чувство собственного достоинства, самоуважения,

– воспитать самостоятельность, трудолюбие, усидчивость.

  1. Развивающие:

– развить воображение, пространственное мышление,

– формировать художественный вкус,

– развить интерес  к изучению национального  культурного наследия.

Данная программа создаёт условия для развития творческих способностей учащихся. Использование в  обучении проектных технологий, создание проблемных ситуаций будит творческую фантазию, активизирует детскую мысль, пробуждает инициативность. Активное участие в конкурсах, выставках, социальных акциях развивает художественный вкус, пробуждает самостоятельность, рождает положительные эмоции, что способствует, в конечном счёте, формированию положительных качеств личности. Всё это свидетельствует о педагогической целесообразности программы.

         Новизна программы состоит:

1) в расширении содержания учебного материала за счёт включения

нового раздела  «Основы художественного изображения»;

Большой опыт работы в  декоративно – прикладном направлении показал необходимость обучения основам художественного изображения. Эти знания помогают детям в создании качественных изделий, расширяют кругозор, приобщают к истории своей страны.

2) в использовании рейтинговой системы оценки качества знаний

В  дополнительном  образовании  нет четких критериев оценки качества знаний, результатов практической деятельности. Использование  рейтинговой системы наиболее удачный выбор в решении данной проблемы. Рейтинговая система позволяет объективно оценивать знания  учащихся, их достижения.  Стимулирует их к самостоятельному поиску материалов (книги, журналы, интернет), побуждает к активной творческой деятельности (изменяют, дорабатывают предложенные образцы, придумывают собственные изделия). Приучает к анализу и самоанализу результатов практической деятельности.  Важно не только придумать что-то своё, но и воплотить задуманное  в жизнь. Рейтинговая система позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, учитывает индивидуальные  особенности  детей. Использование рейтинговой системы помогает в решении проблемы  посещаемости. За посещение занятий также даются баллы.  Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания учащихся. Внедрение  рейтинговой системы проходит в несколько этапов:

1.Составление оценочной шкалы по теме.

  1. Ознакомление учащихся и родителей.
  2. Занесение результатов в рейтинговую таблицу.
  3. Подведение итогов и составление рейтинговой шкалы,

Рейтинговая оценочная шкала от 1 до 10 баллов за изделие, учитывается качество, оригинальность. Участие  в районных конкурсах – 10 баллов, в городских-15 баллов, выше +5 баллов. Призовые места – прибавляются 5 баллов. В конце изучения каждой темы в таблице подводятся итоги и составляется рейтинговая шкала.

Анализ программ данной направленности позволяет говорить о следующих отличительных особенностях разработанной автором программы:

  1. использование проектной технологии и эвристических проб.

2.интеграция различных видов деятельности.

Настоящая программа разработана для учащихся 7 – 15 лет.

Программа рассчитана на трёхлетний  цикл обучения.

Набор учащихся в объединение свободный.

Занятия проводятся с группами постоянного состава.

Форма организации работы для первого года обучения преимущественно групповая.

Для второго и третьего года обучения предпочтительна индивидуальная работа, когда каждый учащийся выполняет лично им выбранное изделие или самостоятельно разработанную модель.

В группе первого года обучения занимается 12 человек, второго – 10 человек, третьего – 8 человек.

Занятия во всех группах проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, за год 72 занятия, 144 часа.

                   Ожидаемые результаты

К концу обучения  по данной программе учащиеся должны

иметь представление:

–  об основах художественного изображения

об особенностях и художественных достоинствах изделий декоративно-прикладного творчества

– о единстве функционального и эстетического значения вещей.

знать:

– виды швов,

– свойства материалов, из которых изготавливаются игрушки,

– правила раскроя,

– технику безопасности работы с инструментами,

– принципы цветосочетания,

– основные приёмы работы с бисером,

– различные техники вышивки,

– специальные обозначения на схемах, демонстрационных картах, шаблонах.

уметь:

работать с бумагой и картоном,

– выполнять виды швов: смёточный, петельный, потайной, «назад иголку»,

– изготавливать шаблоны,

– читать схемы,

– работать с различными видами материалов (ткань, мех искусственный, поролон, синтепон, драп),

– вышивать крестом по канве нитками, лентами, бисером,

– составлять композиции, используя изделия,  выполненные в различных направлениях.

             Способы проверки усвоения материала: выставки, презентации, конкурсы, игровые программы, тестирование, защита проектов, определение личного рейтинга.

            Результативность образовательного процесса выявляется с помощью педагогической диагностики. Это необходимо для контроля за усвоением программы и позволяет при необходимости вносить текущие коррективы и коррективы на будущее.

       Критерии диагностики:

– овладение знаниями, умениями и навыками по разделам программы,

– интеллектуальное развитие учащегося,

– нравственное развитие учащегося,

– уровень познавательного потенциала,

– уровень мотивации.

        Методы диагностики:

– анкетирование,

– социометрия,

– сферограмма,

– определение уровня тревожности,

– педагогическое наблюдение.

– тестирование.

             Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены основные виды занятий (разделы программы), которые являются одинаковыми для каждого года обучения. Меняется только  содержание, в котором учитываются возрастные особенности учащихся их интересы, социальный заказ общества.