Программа «Волшебство умелых рук» относится к программам художественной направленности. Декоративно-прикладное искусство – особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении веков. Земля наша всегда славилась своими ремёслами, добрыми мастерами. В наследие нам досталось богатое самобытное искусство: каменные храмы, деревянное зодчество, бисероплетение, керамика, кружевоплетение и многое другое. Народное искусство родилось и живёт на нашей земле. Это наша история, духовная жизнь поколений, поэтому наследие мастеров имеет огромную ценность.
Занятия по данной программе дают возможность познакомить детей с богатым, разнообразным искусством нашей родины. Изделия прикладного творчества, сохраняя черты отдалённых веков, вносят в современность своеобразную красоту прошлого. Вышивка, бисероплетение, изделия из бумаги, мягкая игрушка содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались мастерами и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, преданиям.
Современная действительность такова, что востребованным становится человек, который может нестандартно мыслить. Умеет творчески подходить к решению актуальных проблем и ситуаций. Умеет делать жизнь интересной, яркой, красивой, не только для себя, но и для окружающих его людей. Воспитать такого человека без приобщения его к декоративно-прикладному искусству невозможно.
Человек, умеющий создавать красоту своими руками, всегда будет востребован в жизни. Украсит дом и одежду вышивкой. Сошьёт для себя, а в будущем для своих детей мягкую игрушку. Сплетёт украшение из бисера. В жаркую погоду сделает из газеты пилотку от солнца, из листа бумаги -стаканчик для воды. А кто-то сможет создать такой шедевр, что его будут показывать в лучших музеях мира. В настоящее время многие выпускники вузов не могут найти работу по специальности. Умение создавать изделия декоративно-прикладного направления вполне могут помочь в открытии своего дела. Всё это свидетельствует о несомненной актуальности данной программы.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей учащихся посредством освоения различных техник декоративно-прикладного искусства, формирование художественно-творческой активности.
Задачи программы:
1.Образовательные:
— научить работать в различных техниках декоративно-прикладного творчества,
— обучить навыкам и умениям работы с различными материалами и инструментами.
- Воспитательные:
— воспитать культуру поведения, культуру общения, умение работать в коллективе,
— воспитать чувство собственного достоинства, самоуважения,
— воспитать самостоятельность, трудолюбие, усидчивость.
- Развивающие:
— развить воображение, пространственное мышление,
— формировать художественный вкус,
— развить интерес к изучению национального культурного наследия.
Данная программа создаёт условия для развития творческих способностей учащихся. Использование в обучении проектных технологий, создание проблемных ситуаций будит творческую фантазию, активизирует детскую мысль, пробуждает инициативность. Активное участие в конкурсах, выставках, социальных акциях развивает художественный вкус, пробуждает самостоятельность, рождает положительные эмоции, что способствует, в конечном счёте, формированию положительных качеств личности. Всё это свидетельствует о педагогической целесообразности программы.
Новизна программы состоит:
1) в расширении содержания учебного материала за счёт включения
нового раздела «Основы художественного изображения»;
Большой опыт работы в декоративно – прикладном направлении показал необходимость обучения основам художественного изображения. Эти знания помогают детям в создании качественных изделий, расширяют кругозор, приобщают к истории своей страны.
2) в использовании рейтинговой системы оценки качества знаний
В дополнительном образовании нет четких критериев оценки качества знаний, результатов практической деятельности. Использование рейтинговой системы наиболее удачный выбор в решении данной проблемы. Рейтинговая система позволяет объективно оценивать знания учащихся, их достижения. Стимулирует их к самостоятельному поиску материалов (книги, журналы, интернет), побуждает к активной творческой деятельности (изменяют, дорабатывают предложенные образцы, придумывают собственные изделия). Приучает к анализу и самоанализу результатов практической деятельности. Важно не только придумать что-то своё, но и воплотить задуманное в жизнь. Рейтинговая система позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, учитывает индивидуальные особенности детей. Использование рейтинговой системы помогает в решении проблемы посещаемости. За посещение занятий также даются баллы. Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания учащихся. Внедрение рейтинговой системы проходит в несколько этапов:
1.Составление оценочной шкалы по теме.
- Ознакомление учащихся и родителей.
- Занесение результатов в рейтинговую таблицу.
- Подведение итогов и составление рейтинговой шкалы,
Рейтинговая оценочная шкала от 1 до 10 баллов за изделие, учитывается качество, оригинальность. Участие в районных конкурсах – 10 баллов, в городских-15 баллов, выше +5 баллов. Призовые места – прибавляются 5 баллов. В конце изучения каждой темы в таблице подводятся итоги и составляется рейтинговая шкала.
Анализ программ данной направленности позволяет говорить о следующих отличительных особенностях разработанной автором программы:
- использование проектной технологии и эвристических проб.
2.интеграция различных видов деятельности.
Настоящая программа разработана для учащихся 7 – 15 лет.
Программа рассчитана на трёхлетний цикл обучения.
Набор учащихся в объединение свободный.
Занятия проводятся с группами постоянного состава.
Форма организации работы для первого года обучения преимущественно групповая.
Для второго и третьего года обучения предпочтительна индивидуальная работа, когда каждый учащийся выполняет лично им выбранное изделие или самостоятельно разработанную модель.
В группе первого года обучения занимается 12 человек, второго – 10 человек, третьего – 8 человек.
Занятия во всех группах проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, за год 72 занятия, 144 часа.
Ожидаемые результаты
К концу обучения по данной программе учащиеся должны
иметь представление:
— об основах художественного изображения
— об особенностях и художественных достоинствах изделий декоративно-прикладного творчества
— о единстве функционального и эстетического значения вещей.
знать:
— виды швов,
— свойства материалов, из которых изготавливаются игрушки,
— правила раскроя,
— технику безопасности работы с инструментами,
— принципы цветосочетания,
— основные приёмы работы с бисером,
— различные техники вышивки,
— специальные обозначения на схемах, демонстрационных картах, шаблонах.
уметь:
— работать с бумагой и картоном,
— выполнять виды швов: смёточный, петельный, потайной, «назад иголку»,
— изготавливать шаблоны,
— читать схемы,
— работать с различными видами материалов (ткань, мех искусственный, поролон, синтепон, драп),
— вышивать крестом по канве нитками, лентами, бисером,
— составлять композиции, используя изделия, выполненные в различных направлениях.
Способы проверки усвоения материала: выставки, презентации, конкурсы, игровые программы, тестирование, защита проектов, определение личного рейтинга.
Результативность образовательного процесса выявляется с помощью педагогической диагностики. Это необходимо для контроля за усвоением программы и позволяет при необходимости вносить текущие коррективы и коррективы на будущее.
Критерии диагностики:
— овладение знаниями, умениями и навыками по разделам программы,
— интеллектуальное развитие учащегося,
— нравственное развитие учащегося,
— уровень познавательного потенциала,
— уровень мотивации.
Методы диагностики:
— анкетирование,
— социометрия,
— сферограмма,
— определение уровня тревожности,
— педагогическое наблюдение.
— тестирование.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены основные виды занятий (разделы программы), которые являются одинаковыми для каждого года обучения. Меняется только содержание, в котором учитываются возрастные особенности учащихся их интересы, социальный заказ общества.